Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Культурные мосты не менее важны, чем дипломатические

В «Мастер-классе» состоялся концерт New Era Orchestra с программой «Soundscapes»
2 апреля, 2015 - 17:19
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОРГАНИЗАТОРАМИ КОНЦЕРТА

На вечере украинский дирижер Татьяна Калиниченко и российско-британский скрипач Роман Минц подняли тему общения двух миров — Востока и Запада — и продемонстрировали публике, что творчество только выигрывает от подобных встреч.

Впервые встреча этих исполнителей произошла еще в 2009 г. — тогда в последних числах декабря россиянин Роман Минц,  киевское сопрано Соломия Приймак и Татьяна Калиниченко совместно со своим коллективом исполнили несколько работ Джона Тавенера, Арво Пярта, Александра Раскатова и Виктории Полевой. Теперь собрались тем же составом показать, что наведение культурных мостов не менее важно, чем дипломатических. Произведение Стефана Ковача Тикмайера «East-West Soundscapes», давшее название всему мероприятию, демонстрировало этот диалог миров посредством звуков: Восток пел мелодии, расшитые, подобно персидским коврам, причудливыми узорами, а Запад выражался через резкие, энергичные росчерки смычков, напоминавшие фехтование.

Другое знаковое произведение вечера — «Russian Seasons» — принадлежало авторству российского композитора Леонида Десятникова (он родился в Харькове, там же окончил Харьковскую среднюю специальную музыкальную школу-интернат и уже в школьные годы определился с будущей профессией — обучаться композиции он начал еще в детстве). Связь с украинским мелосом, которым Десятников пропитался, была отчетливо слышна в произведении с «российским» названием. Конечно, оно апеллировало к «Дягилевским сезонам» в Париже в начале прошлого века, к раннему Стравинскому, на которого были напластованы кельтские ритмы, джазовые гармонии, средневековые танцы и драйв рок-музыки. Но вокальная партия, которую совершенно гениально озвучила Соломия Приймак, балансируя на грани академической и народной традиций, недвусмысленно демонстрировала связь цикла с традицией украинского народного музицирования. Кстати, сам композитор, которому отсылали запись его работы соло Соломии (произведение уже звучало в других концертах New Era Orchestra), подтвердил, что она — идеальный для этой пьесы исполнитель.

Сразу две пьесы программы принадлежали перу современного болгарского композитора Добринки Табаковой — «Sun Triptych» и «Spinninga Yarn». Последнее было выдвинуто на соискание музыкальной премии Grammy в 2014 году в номинации «Best Classical Compendium». В Киеве скрипач исполнил его сам с собой — на большом экране транслировалась запись, где он на ступеньках храма играет гипнотическую партию колесной лиры, а сам скрипач стоял на сцене и исполнял скрипичную партию.

Наконец, еще одним произведением программы была пьеса литовского композитора Видмантаса Бартулиса, утверждающего в названии «I like Schubert». Сказочная колыбельная в партии вибрафона, сочетающаяся с трепетом оркестра, подобная дуновению ветра в занавесках, чередовалась с многократно повторенными шубертовскими интонациями.

Вечер современной симфонической музыки, организованный Татьяной Калиниченко, в итоге стал полем для постоянного диалога — оркестра с солистом, солиста — с самим собой в записи, новой музыки с классикой, Востока — с Западом. Да и сама дирижер, подготовившая весь концерт от момента подбора программы и приглашения исполнителей до творческой работы с коллективом, сделала все возможное, чтобы публике захотелось снова прийти на концерт и продолжить диалог...

Любовь МОРОЗОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ