Именно в Киево-Печерской Лавре, начиная с Нестора-летописца, создано большинство первых книг, первых часословов, первых грамматик. В XVII веке здесь работали всемирно известные граверы братья Александр и Леонтий Тарасевичи, чьи произведения стали приобретением мировой культуры. Издавна в Лавре существовали свои иконописные традиции и школа. Как свидетельствует Патерик Сама Пресвятая Богородица благословила мастеров из Царгорода (Константинополя) идти в Русь и построить Успенский храм; вручив им икону «Успение Пресвятой Богородицы» и мощи Святых. Иконописная школа на Руси берет свое начало от Алипия Печерского (ХІ—ХІІ вв.), который учился у этих мастеров, работая над росписями в Киево-Печерской Лавре.
Одной из таких организаций — Лаврским художественным мастерским — в этом году исполнилось 130 лет. На сегодня это корпус № 30 Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. На фасаде дома установлена памятная доска белого мрамора Творческого объединения «Лаврские художественные мастерские им. Ивана Ижакевича». Именно здесь Иван Сидорович руководил рисовальной школой в 1905—1906 гг. В 1906р. школу превратили в мастерскую, оставив при ней на полном пансионе десять малолетних учеников. Заявление художника Ивана Ижакевича наместнику Лавры от 12.07.1905 г.: «В ответ на устный запрос Отца Наместника Лавры, на каких условиях я соглашаюсь преподавать рисование в Лаврской рисовальной школе, имею честь заявить... Ввиду того, что я как бывший воспитанник Лаврской рисовальной школы, хочу быть со своей стороны сейчас полезным Лавре в ответ на ее предварительную заботу обо мне, я соглашаюсь преподавать в течение того времени, пока будет продолжаться моя работа в Трапезной церкви, — бесплатно, посвящая школе приблизительно два часа в день. По завершении же работ в Трапезной церкви я соглашаюсь преподавать в школе с оплатой 100 рублей в месяц как принято вообще платить преподавателям в рисовальных заведениях».
С легкой руки выдающегося мастера в 30-м корпусе никогда не прекращалась художественная деятельность. Проходило время, менялась власть, но в этих мастерских всегда плодотворно работали лучшие украинские художники, известные далеко за пределами своей страны: А.Щусев, М.Глущенко, Ф.Коновалюк, П.Власенко, Т.Пата, Г.Якутович и другие. Здесь находилась школа Мыколы Мурашка, в которой по приглашению преподавал Михаил Врубель.
Нарядный домик 30-го корпуса, словно вышиванка, украшен узором красного кирпича на желтом фоне, вышит фигурной кладкой. Здесь замечательные условия для творческой деятельности художников: комнаты с высокими потолками хорошо освещены благодаря большим арочным окнам. Чувствуется, что мастерские возводили с любовью именно для художников. Ведь для работы по реконструкции и росписи храмов Киево-Печерской Лавры были нужны соответствующие помещения. Здесь создавались эскизы росписей, полюбоваться которыми и до сих пор едут паломники со всего мира.
1880—1883 гг. на крепком фундаменте, который удерживает склон за Трапезным храмом, построили помещение для рисовальной школы по проекту академика архитектуры В.И.Сычугова. Старое помещение, где в 1876—1982 гг. учился И.С.Ижакевич, уже было непригодным для занятий. Иван Ижакевич вместе с архитектором Алексеем Щусевим выбрали подходящее место за Трапезным храмом, на обзорной площадке, с которой открывается замечательный пейзаж на нижнюю территорию Лавры, Днепр и левый берег.
Внешне дом двухэтажный, но если зайти внутрь, то оказывается, что существует еще и третий этаж — мансарда. Из мастерских этого этажа можно подняться на крышу. Перед каждым, кто сюда попадает, появляется невероятной красоты панорама, а дыхание перехватывает ощущение полета вдаль, аж за небосвод... Самим Богом это место предназначено для вдохновения художников на Высокое Творчество.
В течение 130 годов через мастерские И.Ижакевича прошло немало выдающихся работников кисти и резца. После революции 1917 г. здесь располагалась художественная школа Народного образования Украины, в котором выросли Катерина Билокур и Мария Приймаченко. С 1922 г. здесь работали театральные художники. Будучи сильно разрушенным во время войны с фашистскими оккупантами в 1941—1945 гг., помещение было отстроено в 1953—1954 гг. Национальным Союзом художников на собственные средства при поддержке государства.
Все это время мастерские были творческими отделениями профессиональных художников разных направлений: иконописцев, баталистов, архитекторов, живописцев, мастеров графического искусства и народного творчества, скульпторов. В 1950—1980гг. здесь творили такие известные мастера, как М.Дерегус, И.Гончар, В.Бородай, С.Кириченко, М.Чепик, К.Гвоздик, П.Мовчун, С.Подервьянский, П.Билецкий и многие другие. Еще совсем недавно здесь работали известные талантливые художники: Г.Зубченко, О.Овчиникова, Ю.Химич, М.Лебидь, И.Зарицкий, Ю.Шейнис.
Многовековая традиция иконописи продолжается современными мастерами, которые плодотворно работают над росписями новых и реставрацией древних храмов, в частности и Успенского собора в Лавре. В Лаврских мастерских в лучших традициях опять проходят занятия по иконописи. По Божьему благословению их проводит художник-иконописец Михайло Гайовый для всех, кто желает освоить тайну творения образов Святых. А иконописец Сергей Вандаловский создал свыше тридцати иконостасов в разных странах мира. Фрески мастера украшают даже стены Свято-Троицкого монастыря города Хеврона в Израиле. Кое-где в одной мастерской над общим проектом работают несколько друзей-художников. Так маленькая мастерская Андрея Гончара приютила художников, расписывающих отстроенный в Лавре Успенский собор.
Однако мастерам в Лавре кроме творчества придется еще и защищаться от периодических посягательств на их помещение. Когда зашла речь о выселении художников из мастерских, они обратились за помощью к депутатам и всему сообществу. Прогрессивные соотечественники и диаспора не раз отстаивали право на существование Лаврских художественных мастерских в 30-м корпусе, осознавая, что это национально-культурное наследие, которое нужно сохранить для грядущих поколений украинцев. Узнав об очередной угрозе уничтожения уникального историко-культурного памятника, отечественная и зарубежная пресса и телевидение сделали серию репортажей в поддержку художников творческих мастерских. В том числе и газета «День» в статье «Записки из «Живого» дома... который замерзает» (№28—29 от 17—18 февраля 2012г.) высветила ситуацию, в который очутились художники в связи с непомерным повышением тарифов (в четыре раза!) на отопление.
Благодаря небезразличию общественности Лаврские художники не только выстояли, но и радуют нас своим творчеством. По случаю 130 летия иконописцы Творческого объединения «Лаврские художественные мастерские им. И.Ижакевича» приглашают всех любителей посетить выставку «Иконопись: традиция, школа, современность», которая будет проходить в июле в Музее книги (корпус №9 Киево-Печерского заповедника). Иконописцы Творческого объединения — выпускники НАИИА — достойно продолжают дело, начатое И.С.Ижакевичем в Лавре.