В пьесе «Веревка» российско-израильского режиссера и драматурга Михаила Хейфеца сюжет выстроен не вокруг любовных страданий или борьбы за власть симпатичных и не очень симпатичных героев, а вокруг одного странного случая, который стал причиной судебного процесса. На врача человеческих душ и мозгов совершил покушение один из его пациентов. Конечно, последнего ожидает суровое наказание, только вот суд разберется в деталях... Эта полудетективная история, исполненная намеков, острот и глубоких наблюдений за человеческой натурой, вдохновила режиссера Алексея Лисовца на спектакль-притчу о нашем сегодняшнем дне.
Мы попадаем в кафельно-белую больничную комнату, стены которой осмотрительно декорированы матрасами для особо сложных пациентов. В углу сидит понурый и уставший Врач (Анатолий Ященко), который улыбку надевает исключительно для посетителей. К нему друг за другом попадают персонажи с маниями разной степени сложности и опасности для окружающих. Один не умеет прощать — накапливает обиды и педантично их фиксирует с раннего детства. Другой ненавидит всех жителей земного шара, которые не похожи на него, а таких, конечно, большинство... Нервическая женщина жалуется на всех представителей противоположного пола, которые, мол, раздевают ее глазами, а она это просто-таки физически чувствует. Это трио — Михаил Кукуюк, Андрей Исаенко и Светлана Орличенко — дальше превратится в судью, прокурора и адвоката, которые будут вершить судьбу четвертого пациента — патологического неудачника Малыша (Александр Пискунов).
Так и путешествуют зрители между приемной и судебным залом, время от времени отвлекаясь на конферанс верткого Консультанта (Сергей Кияшко), который рекламирует универсальное изделие широкого спектра применения — веревку. К чему в истории о враче и его несчастливых пациентах веревка? Это некий навязчивый и чем дальше более очевидный ответ на все вопросы. Ведь врач не в состоянии изменить диагноз, но он может подсказать, как с ним жить дальше. Поэтому весь метод лечения от мудрого эскулапа — это примирение пациента и его болезни. Но люди ждут спасения, а не изменений. Тем более изменения самих себя.
В спектакле все выстроено на аллегориях — наподобие вечной борьбы света (Врач) и темноты (Консультант) за душу человека. Парадоксально, что эти две противоположные силы, в сущности, хотят одного — оказать первую своевременную помощь страдальцу... Вот только добро нуждается в вере, и советы его кажутся, на первый взгляд, смехотворно бессмысленными, а зло ловко подсовывает смертельную петлю, которая гарантирует быстрый и прогнозируемый финал. Хотя и с этим выводом не нужно спешить — спектакль вообще отрицает возможность однозначных ответов и предсказуемых развязок.
В хитросплетениях этой «Веревки» закодирована и позиция постановщика Алексея Лисовца, который то с грустью, то с иронией посматривает на наши будни и рассуждает о месте театра в жизни общества. Может ли сегодня театр дать подходящий совет своим зрителям? Конечно, может. Но к театру, как к опечаленному врачу в спектакле, немногие прислушиваются. Потому что кого устроит ответ, что причина наших проблем — мы сами? И если и начинать кардинальные перемены, то стоит начать, опять же, с себя. Но такое объяснение всегда кажется слишком жестоким, слишком несправедливым по отношению к нам, хорошим и почти идеальным... Поэтому и ищем утешения в пламенных речах разнокалиберных популистов, которые бесплатно раздают фальшивые «рецепты счастья», или в головокружительно примитивных сериалах о том, что «все будет хорошо», хотя в реальности происходит все наоборот. Однако есть чему удивляться: театр и до сих пор не устал, пусть тихо, но четко говорит о вещах действительно важных. Иногда нужно заставлять себя его слушать.
В спектакле все выстроено на аллегориях — наподобие вечной борьбы света и тьмы за душу человека. Следующий показ «Веревки» состоится 5 и 23 февраля.