Будущая звезда «Вальсирующих» родилась 22 февраля 1950 года в Париже. Отец неизвестен, мать — рыночная торговка. В подростковом возрасте Сильвет зарабатывала как ткачиха, потом — как продавщица клубники. Именно на базаре на нее обратил внимание режиссер Ромен Бутей, который пригласил девушку посетить его театр под открытым небом, знаменитое «Кафе де ля гар» («Привокзальное кафе»), ставшее стартовой площадкой для многих французских актеров 60—70-х годов; например, на тот момент (конец 60-х) ведущими актерами там были Жерар Депардье и Патрик Девер. Для Сильвет искусство открылось сначала с прозаичной стороны: она чинила мебель, мыла полы, была рабочим сцены, помощником костюмера. В «Кафе де ля гар» Миу-Миу познакомилась с Патриком Девером, с которым прожила долгие годы, практически до его смерти. Их совместная жизнь стала основой сюжета фильма Марка Эспозито «Патрик Девер» (1992 г.). Начало артистической карьеры Миу-Миу также связано с «Кафе де ля Гар», где она играла свои первые роли. Но только кинематограф принес ей настоящую популярность.
На экране Миу-Миу появилась в 1971 году и сразу же снялась в нескольких фильмах итальянских и французских режиссеров: «Сентиментальная жизнь Жоржа Ле Тюэра» (1971 г.), «Кобылица» (1971 г.) Мишеля Митрани, «Она уезжает, она уезжает в предместье» (1972 г.) Жерара Пире, «Несколько слишком спокойных мужчин» (1972 г.) Жоржа Лотнера, «Темрок» (1972 г.) Клода Фаральдо. Значительным для Миу-Миу стал фильм мэтра французского кино Бертрана Блие «Вальсирующие» (Les Valseuses, 1974 г.). В этой ленте Миу-Миу снялась вместе с Девером, Депардье, а также с Изабель Юппер, с которой потом не раз встречалась на съемочной площадке. Эти актрисы создали один из наиболее интересных женских дуэтов во французском кино 70—80-х годов. Следующим большим успехом Миу-Миу стал фильм «Триумфальный марш» (Marcia trionfale, 1976 г.) Марка Белоккио. Актриса сыграла жену офицера-садиста (Девер). В том же году Миу-Миу снялась в знаменитой картине «Ф как Фербенкс» (F comme Fairbanks, 1976 г.) Мориса Дюговсона. Сюжет фильма напоминал историю отношений Миу-Миу и Девера: настойчивая и жизнерадостная героиня любит склонного к депрессии неврастеника, пытается пробудить в нем надежду и любовь к жизни. За работу в этом фильме в 1977 году Миу-Миу впервые номинировалась на премию «Сезар» за «лучшую женскую роль». После этого было еще шесть номинаций на главную европейскую кинонаграду, в том числе за участие в таких известных картинах, как «Вечернее платье» (Tenue de soirеe, 1986 г.) Бертрана Блие, «Милу в мае» (Milou en mai, 1989 г.) Луи Маля, «Чтица» (La Lectrice, 1988 г.) Мишеля Девилля и «Жерминаль» (Germinal, 1993 г.) Клода Берри. Наконец, за роль проститутки в фильме «Ловушка» (La Derobade, 1979 г., режиссер Даниэль Дюваль) Миу-Миу признали лучшей в 1980 году, однако актриса отказалась принять «Сезар». Следующая заметная награда — премия «Люмьер» в 1997 году за фильм «Сухая чистка» (Nettoyage а sec).
Хотя Миу-Миу и сейчас снимается в неординарных лентах — например, в «Науке сна» Мишеля Гондри (2006 г.) — все же наиболее интересная часть ее исполнительской деятельности осталась в 70—80-х годах. Ее амплуа было интересно, в первую очередь, сочетанием комичности и женственности: далеко не всем актрисам удавалось быть в кадре смешной и сексуальной одновременно. Поэтому в истории кино Миу-Миу останется, прежде всего, как верная бандитская подружка из «Вальсирующих» или как соблазнительная и отчаянная чтица из фильма Девилля 1988 года. И уже из-за этого ее приезд для киевских киноманов был небывалым событием.
Встреча Миу-Миу с прессой состоялась сразу после просмотра фильма «Маленькие зоны турбулентности» в рамках Фестиваля предпремьерных показов.
— Вы уже несколько часов в Киеве. Каковы ваши первые впечатления? Знали ли вы что-либо об Украине до того?
— Я не знала ничего особенного. О вашей стране мы слышали много новостей во Франции в связи с оранжевой революцией. А в аэропорту было ощущение, будто я очутилась в фильме «Концерт». Даже на уровне языка, рекламы, на уровне нарядов тех людей, которые меня встречали.
— Вы любите путешествовать? Легко согласились приехать в Украину?
— В последнее время я стала более домашним человеком. Как-то люблю побыть дома. Но легко согласились приехать к вам. Мне приятно быть здесь. Разве что контроль в аэропорту утомил. Но сейчас все в порядке, я очень рада вас видеть.
— Фильм, который мы только что посмотрели, для вас больше смешной или грустный?
— Это очень смешно на французском языке, может, на украинском было не так. На мой взгляд, фильм довольно смешной, но рассказывает о важных вещах за рамками сюжета: о страхе смерти, о страхе болезни и о страхе каких-то обязательств перед другими.
— Вы сами выбрали эту роль?
— Я согласилась играть, потому что понравились и сюжет, и актерский состав, к тому же я открыла для себя замечательного режиссера. Это было сочетание, заставившее меня согласиться на роль.
— То есть кандидатуры других актеров сыграли главную роль?
— Нет. Думаю, что все же участие других актеров в моем выборе не было решающим, скорее, первое, что бросилось в глаза — очень гармонично написанный сценарий, каждые три минуты какие-то остроумные шутки — это было чудесно.
— Продолжая актерскую тему: поддерживаете ли вы общение с другими коллегами по цеху, например, с тем же Депардье, с которым вы сыграли несколько ролей, или все остается на съемочной площадке?
— С Депардье — никогда. Вообще никогда не общаюсь с коллегами вне съемок. Ведь у нас этого достаточно во время съемок, говорим друг другу все, что хотим сказать, и потом, когда встречаемся, уже не остается о чем поговорить. Я даже думаю, что так лучше. Были какие-то попытки, начинали общаться, но все быстро сходило на нет. У меня очень бурная личная жизнь, поэтому, наверное, нет в том потребности. Вот был опыт работы с Мишелем Бланом, и почему-то все считали, что мы с ним общаемся. Однако мы не виделись несколько лет после последних съемок. А на «Маленьких зонах турбулентности» встретились и разговорились так, будто разговор вчера оборвался.
— Давайте поговорим об истоках вашей карьеры. Вы начинали как театральная актриса и, в частности, играли в спектакле Маргерит Дюрас «La musica», а позже и в фильмах по ее произведениям. Вы лично знакомы?
— Маргерит Дюрас была режиссером того спектакля, к тому же она постоянно переписывала тексты. Во время репетиций она придумывала новые фразы, реплики. Мы их учили, записывали, нам очень хотелось быть на уровне, все хорошо делать. Но на следующий день она приходила, и у нее все было переписано. И она нам говорила: «Берите ножницы, берите скотч и сами переклеивайте ваш текст». Это был удивительный опыт. Мне также довелось играть в фильмах по ее романам. Необыкновенный тип письма. Когда ее перечитываешь, возникает такое ощущение, будто там много ящичков. Каждый раз открываешь что-то новое для себя.
— Вы также работали с великими режиссерами. Работа с кем из них запомнилась вам больше всего?
— Отвечу на французский манер: запомнились все, но каждый по-разному. Я не могу сказать, что был какой-то один человек, который бы меня совершенно поразил, в корне изменил мою жизнь. Каждый поражал меня по-своему, действительно были разные способы это сделать у каждого из них. А с другой стороны, наоборот — попадались просто абсолютно никакие режиссеры, и это тоже может очень удивить.
— Не скажете, кто?
— Вам назвать имя? (со смехом) Нет-нет.
— Вы в кино уже 40 лет. Неужели никогда это не надоедало?
— Я почти все это время снималась без особых пауз, но был такой момент усталости, когда пропало желание сниматься. Довольно сложный период. Недавно, кстати, читала интервью одной известной французской актрисы, которая признавалась, что у нее тоже был период, связанный с сомнениями.
— А как удалось выйти из этого?
— Мне нужно было просто подождать, когда вернется желание, когда я его снова обрету. Возможно, стоило для самой себя ответить на вопрос, почему я этим занимаюсь, почему я хочу этим заниматься? Вы знаете, просто ко мне успех пришел, как только я начала сниматься. Я тогда еще не была уверена, не знала на 100%, хочу ли я быть актрисой, но успех пришел сразу. Однако я и правда очень много работала, и, возможно, мне нужно было остановиться на некоторое время, действительно ответить на каких-то важные для себя самой жизненные вопросы и уже потом снова начать работать.
— Вопрос, без которого, очевидно, не обойтись. Откуда у вас такое псевдо?
— С кошками это точно не связано. Вы знаете, когда мне было 18, я жила с известным комиком Колюшем. Как-то мы с ним шли, и он мне сказал: «Ну ты совсем такая «миу-миу», — это что-то наподобие «сюси-пуси», такие звуковые ассоциации. Собственно, после этого меня все начали так называть. И когда я подписывала свой первый контракт, меня спросили: «Так какое псевдо поставим?» Я решила взять Миу-Миу, больше для смеха. Я тогда не думала, что стану известной как актриса. Честно говоря, если бы знала, что так обернется, я бы этого не сделала.
— Вы играли разные образы. В каком амплуа вы бы хотели еще себя попробовать?
— На этот вопрос мне легко ответить, потому что я старею. Я теперь могу играть роли, которых не играла раньше, и наоборот — сейчас мне уже не удадутся роли, которые я играла в молодости. А вообще я обожаю работать над ролями. Думаю, что нужно совсем немножечко подождать, и у меня будут необычные роли и в театре, и в кино.
— Может, роли королев?
— Об этом я не думала. (с улыбкой) Старых королев?
— А какое событие заставило вас почувствовать, что вы стареете?
— Я это вижу. Я бы не сказала, что было какое-то особенное событие, заставившее меня об этом подумать. Все люди стареют. Но мы это не всегда осознаем.
— Все же у вас в этом году был юбилей. Как вы относитесь к этому событию?
— Очень хорошо. То есть, я к этому совершенно равнодушна. Думаю, что у меня было намного больше эмоций, когда родился мой внук. Внутри от этого у меня все переворачивается, потому что мы с ним на абсолютно разных концах жизни. Это было и удивительно, и неожиданно. И еще такой момент: когда просят делать ретроспективу, то начинаешь об этом думать — и удивляешься, что столько снято и сыграно. Я так много работала с 16 лет и очень рада тому, что жизнь прошла в такой работе.
— Что вас еще вдохновляет в жизни?
— Это скорее вопрос о личной жизни, потому что меня вдохновляют близкие люди, в первую очередь, мои дети — я к ним очень привязана, и хотя они уже взрослые, все равно остаются моими детьми. Так же важен мой внук. Конечно, еще мой любимый вдохновляет меня. Все же личная жизнь для меня была важнее работы.
— Тогда напоследок вопрос личного плана. В фильме «Маленькие зоны турбулентности» героиня изменяет мужу, а вам приходилось выступать инициатором или жертвой измены?
— Мне довелось пережить ту эпоху в кино, когда все встречались со всеми. Это было абсолютно нормально. Но если говорить уже об измене непосредственно, это очень утомляет. Нужно все время быть очень внимательным, думать, о чем говоришь, нужно банально не быть пойманным, и поэтому... (со смехом) Кажется, сейчас я уже такого не делаю.