Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ливень наград для «Дождя»

В течение недели украинский фильм получил призы на двух европейских фестивалях
1 декабря, 2020 - 10:03

Мы уже сообщали, что новая работа украинской документалистки Алины ГОРЛОВОЙ «Этот дождь никогда не закончится» победила на одном из самых старых мировых кинофестивалей Festival dei Popoli во Флоренции.

В конце недели пришла еще одна радостная новость: украинский фильм победил в конкурсе First Appearance («Первое появление») на фестивале документального кино IDFA и Амстердаме, став, таким образом, лучшим полнометражным дебютом этого авторитетного кинофорума.

Международное жюри IDFA так прокомментировало свое решение:

«Награду за лучший фильм в секции «Первое появление» получает поражающе хорошо отснятый и смонтированный фильм, который погружает нас в беду войны через личное путешествие,  ведущее зрителя быстротекущими моментами радости и боли. Фильм охватывает традиции, современность, смерть и силу двигаться вперед. Это мощная история, которая не позволяет нам спастись от разрушений и душевных потерь войны».

Напомним, что наше издание опубликовало развернутое интервью с пани Алиной в прошлую пятницу (см. «Эти съемки сделали меня спокойнее, хотя и снимали мы в очень беспокойных местах» — «День», 26.11.20).

Алина Горловая родилась в 1991 году в Запорожье. Окончила в 2012-ом Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени Ивана Карпенко-Карого, в 2010-ом прошла Учебный семинар по кинорежиссуре, работе с актерами и драматургии с известным польским режиссером Кшиштофом Занусси. Будучи студенткой, сняла ряд короткометражек: «Ветер текста» (2008), «Простой механизм счастья» (2009), «Обязанности» (2010), «Пересадка сердца» (экранизация одноименного рассказа Рея Бредбери, 2011, Гран-при Международного фестиваля «Кинокимерия» за лучший студенческий фильм), «Babushka» и «Первый шаг в тучах» (оба — 2012). 60-минутный «Холодный Яр. Интро» (2016) рассказывает об урочище Холодный Яр и его истории.

Следующий фильм «Явных проявлений нет» принес известность режиссеру. Это история о борьбе ветеранки российско-украинской войны Оксаны ЯКУБОВОЙ с посттравматическим стрессовым расстройством по возвращении с фронта. Сначала короткометражный вариант фильма вошел в альманах «Невидимый батальон» (2017), повествующий о женщинах-военных. Полнометражная версия получила 4 награды на фестивале DocuDays UA в 2017-ом, награду «За выдающуюся восточноевропейскую картину» на фестивале DOK Leipzig (Германия) в 2018-ом и была номинирована на премию Украинской Киноакадемии «Золотая Дзыга» за лучший документальный фильм прошлого года.

Проект «Этот дождь никогда не закончится», раньше известный в профессиональном сообществе под названием «Между войн», создавался почти 4 года и является копродукцией Украины, Латвии, Германии и Катара (профинансирован Госкино Украины, Латвийским киноцентром, фондами IDFA Bertha Fund и Doha Film Institute). Главный герой фильма, снятого в черно-белом изображении и разбитого на главы, — от 0 до 9 и потом опять глава №0 — Андрей Сулейман, сын сирийского курда и украинки,  убегающий от войны на своей родине на Донбасс, а там снова оказался на войне. Мы наблюдаем, как Андрей принимает участие в волонтерском движении «Красного креста» на линии разделения, как он навещает родственников в Германии и Ираке, как пытается похоронить преждевременно умершего отца на родной земле. Однако эта сугубо частная хроника разворачивается на фоне цивилизационного пейзажа, изображенного режиссером  как непрерывного цикла беды и противостояния беде, как травмирующее движение по кругу, которое не имеет границ: этот дождь действительно не остановить.

Премьера «Этот дождь никогда не закончится» в Украине запланирована на 2021-й.

Алина Горловая о своем фильме:

— Мне хотелось найти героя с интересной биографией. А искала я его потому, что попала на Донбасс, посмотрела на терриконы и представила их черно-белыми, подумала, что они в монохромном изображении будут выглядеть как пустыня в Сирии. И обнаружила к тому же, что арабская музыка замечательно налагается на донбасский пейзаж. То есть все началось с желания создать единый мир, который напоминал бы и Донбасс, и Сирию. Поэтому я целеустремленно искала героя, для которого эти оба пространства, эти горячие точки были бы нечужими. Моя знакомая фотограф Анастасия Власова рассказала мне об Андрее Сулеймане, о волонтерском сообществе «Красного Креста» на Донбассе. И я поехала с ним знакомиться.

— Мы начинаем с того, что видим пока еще неизвестную нам планету. Мы приближаемся к ней. Первый обитатель, которого мы встречаем, — Юрець — пьяный мужчина на берегу около линии раздела, он купается, невзирая на обстрелы, на то, что ему может «прилететь». Потом мы видим поток людей на контрольном пункте въезда-выезда около Станицы Луганской. Я пыталась воссоздать поиск героя, поэтому мы среди всех этих людей видим Андрея и постепенно камера начинает за ним следить. Но я считаю, что история не только об Андрее, но и об этом мире. То есть история в истории. Поэтому она так и выстроена — мы встречаем героя не сразу, потом мы за него цепляемся, следим, и уже под конец, когда он прячет своего отца, начинаем от него отдаляться. Главы раньше имели названия наподобие «Война и мир», «Кровь», но всегда оставался эпизод «Ноль». И потом, когда уже шел монтаж полным ходом, я поняла, что нет, имена собственные не подходят. Что очень большое значение имеет этот круговорот. Что все циклично, и что все происходило, происходит и будет происходить. И потому я выбрала арабские цифры — от нуля к нулю.

— Эти съемки сделали меня спокойнее, хотя и снимали мы в очень беспокойных местах. Все эти бесконечные ожидания, отказы, когда ты понимаешь, что не все можно снять и не везде можно успеть, очень тренируют выдержку. Научилась не бояться и ждать.

Стоит напомнить, что с учетом фильмов Ирины ЦИЛЫК «Земля голубая, будто апельсин» (приз за лучшую режиссуру в конкурсе мировой документалистики на «Сандэнсе», США) и Натальи ВОРОЖБИТ «Плохие дороги» (приз Недели кинокритики, Венеция) это уже третий фильм украинского режиссера, отмеченный наградой крупного мирового кинофорума.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ