В самом названии экспозиции заложена определенная оппозиция: ведь сексуальность и трансцендентность являются взаимоисключающими категориями. С одной стороны — полностью материальное, телесное; с другой — термин, происходящий от латинского transcendens и означающий нечто переступающее, выходящее за пределы, отрывающееся от непосредственного чувственного опыта и имеющее в своей основе абстрагирование, метафизику.
Сложно сказать, выдерживалась ли если не концепция, то, по крайней мере, уравновешенность первого и второго. Сексуальности, причем в ее наиболее провокационных и необычных формах, было явно больше.
Мэтью Барни, Луиз Буржуа, Борис Михайлов, Джефф Кунс, Маурицио Кателан, Елмгрин и Драгсет, Ян Фабр, Дженни Хольцер, Аниш Капур, Сара Лукас, Пол Мак-Карти, Аннет Мессаже, Такаши Мураками, Ричард Принс, Тино Сегал, Синди Шерман и Хироши Сугимото, «АЕС+Ф» — большинство этих художников давно и хорошо известны в международном масштабе, к тому же некоторые инсталляции показаны впервые именно в Киеве.
Первое, что видят зрители, это произведение Дженни Хольцер — наклеенные на стены всех пяти этажей в подъезде Центра разноцветные обои с ироническими и острыми «Эссе подстрекательства» этой американской художницы. Эти же тексты были запущены несколькими бегущими строками на электронном табло внутри.
С другой стороны, Центр вышел за собственные пределы, использовав в качестве экспозиционной площадь помещения соседнего Бессарабского рынка, где под потолком вывешено громадное постановочное фотополотно «Праздник Трималькио» (московская группа «АЕС+Ф»).
Одно из самых видных мест отведено последовательному творцу китча — американцу Джеффу Кунсу. Кроме нескольких пейзажей, совмещенных с контурами обнаженного женского тела, и мраморного бюстового автопортрета, экспонируются также громадные блестящие игрушки: «Голубой бриллиант», «Треснувшее яйцо» и «Надувной кролик (фиолетовый)».
Достаточно опосредствованное отношение к заявленной теме имеют «Поля молний» японца Хироши Сугимото — изображения молний, выполненных в желатиново-серебряной печати (демонстрируются впервые). Такой же сублимационный характер и у инсталляции скандинавского арт-дуэта Элмгрина и Драгсета: саркастическое «Замужество» (два умывальника, соединенные снизу металлической трубой без какого-либо выхода наружу), премьерные «Лошадка-качалка» (увеличенная копия детской игрушки) и «Восприятие ІІ» (чучело белой крысы смотрит на абстрактную округлую скульптуру).
Специфическое авторское понимание показала звезда движения Молодых британских артистов Сара Лукас. К серии объемных телесного цвета сгустков «NUD» (колготки, пух, провод) она добавила фотографии «Обнаженных», где два так же условных персонажа с отдаленными признаками женственности и маскулинности сплетаются в недвусмысленных позах.
Действительно остроумный взгляд на сексуальность у француженки Аннет Мессаже. «Сломя голову» — это покрытые тюлем черные подушки с изображениями отдельных частей обнаженных тел; в подушки подается воздух, так что они надуваются и опадают, создавая впечатление, что эти тела как будто дышат в медленном экстазе.
Несколько художников обнаружили прямолинейное понимание темы. Американец Ричард Принс, используя смешанные техники, создал пространную инсталляцию на тему медсестры (демонстрируется впервые) — как известно, это амплуа является одним из самых популярных в эротических играх. Медсестра как объект желания, насилия, массовой культуры; рядом, в соседнем зале — еще более яркое проявление все того же масс-культа: стеклопластиковые скульптуры японского поп-артиста Такаши Мураками «Одинокий ковбой» и «Гиперон» — обнаженные парень и девушка, скопированные из японских комиксов манга, играются с собственным семенем и грудным молоком соответственно.
Особенно скабрезны Пол Мак-Карти (США) и театральный режиссер и художник Як Фабр (Бельгия). Мак-Карти показывает два видео еще 1975 года, где человек неопределенного пола занимается странными манипуляциями с собственным телом и с разными жидкостями, и свежую съемку «Изгиб невесты» с закольцованным фрагментом стрип-шоу.
Что же касается Фабра, то его «Фонтан мира (как молодой художник)» создал скандальную шумиху на одной из недавних Венецианских биеннале. Трансцендентность бельгийский художник понял как смерть, а сексуальность — в прямом, порнографическом смысле, поэтому инсталляцию образовывают гранитные надгробия и лежащий среди них достаточно достоверный мужской манекен, оргазмирующий в потолок каждые десять минут.
Теперь о наиболее интересных работах. Культовый художник и кинорежиссер Меттью Барни, впервые выставленный на территории Украины. Обычно у всех его композиций более или менее мощный эротичный подтекст; «Серая амбра и лебедка на китобойной базе» (показанная впервые) выглядит как фаллоподобный артефакт из его фильма «Рисуя границы 9», где сам Барни и его жена, певица Бьорк, исполнили главные роли. Объект, выполненный из креветок, морских раковин и пластика, напоминает также причудливое закаменевшее существо, вытянутое из моря при помощи нереально белого троса.
98-летняя художница французского происхождения, живой классик современной скульптуры Луиз Буржуа является одной из немногих, сосредоточившихся на второй составляющей выставки. Трансценденция в понимании Буржуа — это трансценденция опыта: взяв свою старую одежду — вещи, по определению переполненные воспоминаниями, — Буржуа залила ее бронзой. И, в сущности, получила воплощенный сгусток памяти.
Не менее знаменитый скульптор Аниш Капур (член группы «Новая британская скульптура», родился в 1954 году в Бомбее, живет и работает в Лондоне) специально для выставки подготовил поразительный объект: огромный, прорезанный сбоку черным стальным прямоугольником красный восковой вращающийся колокол: секс и трансценденция объединились без лишних объяснений в этом символе.
Впечатление, граничащее с шоком, производят объекты Маурицио Кателана: «Аве Мария» — три вырастающие прямо из стены руки в нацистском приветствии, направленные в сторону связанной, прибитой к кровати досками и запакованной в большой ящик женщины. Четко, понятно и жутко.
Немецко-британский художник Тино Сегал создает работы, которые он сам называет «выстроенными ситуациями». К ним привлечены одно или несколько лиц, выполняющих те или другие инструкции, разработанные автором. Эти акции происходят только здесь и сейчас, их документирование любым способом запрещено. Для выставки в Киеве Сегал предоставил разработанный по собственной режиссуре перформанс «Поцелуй». Посетитель заходит в пустую комнату и видит пару молодых людей, юношу и девушку, танцующих в полной тишине медленный эротичный танец, центральным событием которого становится поцелуй. Танец длится непрерывно все время, пока выставка открыта. Здесь так же не нужны особые комментарии: движущееся человеческое тело само по себе превращает любое пространство в художественное.
Украинец Борис Михайлов (родился в Харькове в 1938 году, живет и работает в Берлине) — один из самых известных современных фотохудожников, лауреат многих престижных международных фотографических премий, в том числе премии Фонда Хассельблад, член Немецкой Академии искусств, приглашенный лектор Гарвардского университета; в общем, его регалии можно перечислять долго. Его вклад в «Сексуальность и трансцендентность» ощутимо противоречив: это фото из трех циклов — «Свадьба», «Я не я», «Смотри на меня, я смотрю на воду». В этих работах Михайлов пытается опровергнуть распространенные представления о красивом, о том, что достойно быть зафиксированным на пленку. Видим бомжей, с максимальной серьезностью позирующих в «свадебных» позах, видим фото обнаженных старых людей, также обнаженные автопортреты пожилого художника, засоренные улицы, дикие развлечения берлинских геев и тому подобное. Михайлов исследует другую сторону сексуальности, и тем самым делает ее еще более выразительной, проявляясь благодаря такому сочетанию как полностью барочный художник.
Без американской художницы-фотографа Синди Шерман (родилась в Глен-Ридже, Нью-Джерси, в 1954 году, живет и работает в Нью-Йорке) историю современного искусства представить невозможно. Выступая в роли своей собственной модели, Синди Шерман выстроила особые отношения со своей камерой. Будучи замечательной актрисой, Шерман способна в корне менять свой возраст и комплекцию, так что аудитория не узнает художницу. Ее работы варьируются от тревожных и безобразных до смешных и трогательных. Снимая в одиночестве у себя студии, Шерман выступает в роли автора, постановщика, актера, художника по гриму, стилиста и мастера по костюмам. Работы Шерман широко представлены в разных коллекциях и активно выставляются в самых больших музеях мира с 1980 года. Ей посвящены многочисленные монографии.
Уже первый цикл «Фильм без названия», основанный Шерман в 23-летнем возрасте, стал сенсацией: полные неуловимой тревоги фотографии напоминали кадры со знаменитых черно-белых фильмов, однако были полностью выдуманы художницей. В дальнейшем Шерман делала не менее удачные стилизации под историческую живопись, криминальную репортажную и гламурную эротическую съемку — в целом почти 20 концептуальных циклов.
Приятно то, что новую серию Синди сделала специально для киевской экспозиции. Она зафиксировала себя в нескольких разных ролях на фоне черно-белого изысканного паркового пейзажа. Автор играет чудаковато и по-своему ярко одетых девиц, цветные фигуры которых полностью выпадают из монохромного фона. Героини смешны, многоречивы или же пытаются держаться с аристократической торжественностью, однако разрыв между ними и фоном, между ними и зрителем, на которого они не смотрят или смотрят эмоционально отчуждено, производит странное, сюрреалистическое впечатление — здесь секс и трансцендентальность сошлись в настоящем художественном единстве.
Новый проект PinchukArtCentre страдает определенной концептуальной непродуманностью, работы часто воспринимаются разрозненно — как отдельные мини-выставки совершенно разных авторов. Тем не менее, наличие талантливых произведений выдающихся художников позволяет назвать «Сексуальность и трансцендентность» самой удачной выставкой за все время существования PinchukArtCentre и одной из наиболее представительных за все время экспонирования современного искусства в Киеве.