Группа появилась в 1988 г., исполняя ритм-энд-блюз, смешанный с фолк, регги и этно. Сергей Кузьминский пел на западно-украинском диалекте. Коллектив просуществовал недолго, не успев записать много альбомов (в 1995 г. он распался)... После длительного перерыва (в январе 2006 г.) львовяне выступили в киевском «Дворце спорта», порадовав тысячи фанатов, но музыканты заявили: «То, что «Гадюкины» не будут работать вместе, решето было давно. 15 лет назад мы были, как The Beatles — выходили на сцену и девушки начинали кричать. А теперь — выходить на сцену? А для чего? Напомнить нашему поколению, как они постарели? Как они потеряли? Для чего?»
Проблемы со здоровьем у Сергея Кузьминского были давно: в 1994-м он лечился от наркотической зависимости в Бельгии, и не мог принимать активного участия в музыкальной деятельности группы. Потом Сергей встретил свою будущую жену и переехал в Москву, где работал ди-джеем, исполняя психо-транс под псевдонимом DJ Руберт.
В интервью Кузьминского, данного после киевского концерта, он категорически высказался против воссоединения группы. «Зачем нужны «Брати Гадюкіни», если человек, сидящий перед компьютером, решает все поставленные перед ним задачи, в том числе и музыкальные? Сейчас уже незачем собираться в коллектив — каждый может по отдельности реализовывать себя в музыке... Но те, которые реально что-то могут, абсолютно свободны. Свободу дарят технологии»... Музыкант чувствовал себя комфортно и в романтические 90-е, и в техногенные 2000-е. Кто знает, как бы сложилась судьба лидера группы, если бы врачи не поставили ему страшный диагноз — рак горла.
7 мая Сергей приехал в Киев на лечение. 25 мая он сообщил о венозном имплантанте, с помощью которого ему лечили болезнь Боткина. 12 июля из больницы он сделал последнюю запись на своей странице в интернете. Кстати, на болезни любимого музыканта пытались заработать деньги мошенники (создавались банковские счета, на которых якобы накапливались средства на лечение Кузьминского)... До последней минуты Сергей боролся за жизнь, но 3 августа музыканта не стало. Слушая теперь «Роксолану», «Було не любити», «Лихо», «Наркомани на городі», еще раз удивляешься той энергии и жизнерадостности, которая льется из динамиков приемников. Такой запоминающийся голос Кузьминского рассказывает смешные и удивительные истории, в правдивость которых веришь, потому что жизнь сама по себе удивительна...
Редакция «Дня» выражает соболезнование родным и близким Сергея Кузьминского
Юрко ЗЕЛЕНЫЙ, музыкальный критик:
— «Брати Гадюкіни» — это целая историческая эпоха. Самое банальное, что можно сказать: они при жизни стали легендами. В их песнях смысл, заложенный на 20 лет (если не больше) вперед, то есть группа опередила свое время. Точнее, предусмотрела будущее. Та сатира, которая заложена была в песнях 1989—1991 лет до сих пор остается актуальной. Редко какой писатель может так написать, а об исполнителях вообще речь не идет. Так случилось этим летом, что один за другим уходят люди, которые представляют собой целое поколение, определенную эпоху. Назовем их так: «незалежники». Это чрезвычайно яркие личности, которые состоялись еще до обретения Украиной независимости. В определенной мере они (каждый на свой лад) боролись, поддерживали, развивали молодое Украинское государство. Речь идет и о «Гадюкіних», и об Игоре Пелыхе, которые безвременно ушли из жизни...
Я вспоминаю первые концерты «Братів Гадюкіних» на «Червоной руте» 1989 года в Черновцах. Жизнерадостный заряд, воодушевление. Когда я слышал их песни, то понимал, что рождается новое украинское певческое слово. Хотя уже тогда существовали «ВВ», которые еще при «совке» успели засветиться. Но после «Гадюкіних» мы поняли, что вот он — украинский рок-н-рол. Это был взрыв! И если бы не было того поколения «Червоной рути» 1989-го, а потом в 1997 году, то мы бы не знали такого понятия, как «современные украинские певчие подмостки». Одними из тех, кто вынырнул и дал толчок для других, были «Брати Гадюкіни». Второй подобный взрыв они устроили недавно в 2006 году, когда после 11-летнего молчания дали концерт в Киеве. Радостно было видеть, как в полном под завязку зале объединились три поколения: те, кому 15, 30 и 50.
Сегодня молодежь воспринимает «Братів Гадюкіних» как прикол, хотя слушают и «тащатся» от их музыки. Но они не понимают, что слова в их песнях привязаны к конкретным событиям и людям. Конечно, обобщенно, но речь идет о конкретных событиях. Кое-кто, кому родители объяснят, может понять, но для большинства это просто набор веселых песенок.
Сергей ПРОСКУРНЯ, режиссер:
— Это человек, который одним из первых открыто демонстрировал внутреннюю свободу. Который не имел цензора в себе, который, как правило, появлялся вместе с пионерской, комсомольской деятельностью. У Сергея Кузьминского никогда не было «совковости», поэтому он был целостной личностью. Образ его жизни, общение с друзьями, отношение к женщинам, его тексты и музыка — это все было чрезвычайно гармонично. Вспоминаю, как я очень переживал, что «Брати Гадюкіни» расстались с «сестричкой Викой», но потом, когда на моих глазах эти два проекта — и Вика Врадий, и «Брати Гадюкіни», стали самодостаточными, я был счастлив. Думаю, что «Гадюкіни» еще долго будут влиять на нас в связи с тем, что рабов, как говорил Чехов, нам нужно выдавливать из себя по капле, а «совок» мы будем из себя выпускать еще десятилетиями.
У меня было несколько этапов отношений с «Братами Гадюкіними». Сначала — очень активное взаимодействие на «Червоной руте» в Черновцах, подготовка и сам фестиваль — чрезвычайно мощное совместное творчество. Потом — постоянная эксплуатация их таланта. Я их использовал, где только мог! Очевидно, с выгодными для них условиями. Тогда они начали зарабатывать деньги, а в начале 90-х это был очень важный аспект. А потом, когда, они распались, с каждым из них у меня остались прекрасные отношения, с каждым есть о чем говорить. Наконец, когда они снова сошлись на прекрасный концерт во «Дворце спорта» в 2006 году в Киеве — это было большое счастье!
Александр ЕВТУШЕНКО, музыкальный критик (из материала «Брати Гадюкіни» возвращаются через 10 лет», «День» №3 от 18 января 2006 года):
«Появление в конце 80-х «Гадюкіних» воспринимали как ответ Львова на киевское «ВВ». Безусловно, «Гади» были другими: с оригинальным багажом юмора и гротеска, музыкально это была очень изобретательная смесь блюзово-джазового «филинга» с гуцульским фолком. Если тогда «ВВ» «эксплуатировали» суржик киевских предместий, а Олег Скрипка выглядел как люмпен-разбойник, то Кузьминский нашел для себя образ этакого рассудительного «рогуля». Оба вывели на сцену «антигероя» — простого парня, который не является плохим и не является хорошим, он такой, каким есть. Оба трансформировали грубость и жлобство в своеобразную эстетику рафинированного стеба. Вместе с «ВВ», «Плачем Єремії», «Вієм», «Кому вниз» и «Зимовим садом» «Брати Гадюкіни» были самыми харизматичными фигурами украинской рок-волны начала 90-х. «Братам» не нашлось замены, их ниша оставалась свободной до сегодняшнего дня»...
Олег «Мох» ГНАТИВ, продюсер группы «Перкалаба»:
— Для нашей группы «Брати Гадюкіни» — старшие братья. Это та группа, которая украинскую музыку вынесла в контент мировой истории. Для Украины они были тем, чем для Англии — Rolling stones, тем организмом, который осуществил сдвиг как в физическом плане, так и в духовном плане. Их движущее влияние является тотальным. Они сделали молодежь более свободной.