Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Лысенко — Стеценко: триста лет на двоих!

В Доме актера произошло нерядовое музыкальное событие: была основана серия концертных программ «Эксклюзивы»
12 декабря, 2012 - 15:46
ТАЛАНТЛИВЫЕ ПОТОМКИ ГЕНИАЛЬНЫХ МАСТЕРОВ — СКРИПАЧ КИРИЛЛ СТЕЦЕНКО-МЛАДШИЙ И ПИАНИСТКА РАДА ЛЫСЕНКО — ЯВЛЯЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО ПРОДОЛЖАТЕЛЯМИ ТВОРЧЕСКИХ ДИНАСТИЙ, А И ПОПУЛЯРИЗАТОРАМИ ЛУЧШИХ ОБРАЗЦОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ КЛАССИКИ

Собственно, уникальность этой акции заключается особом внимании музыкальной общественности к магической дате — 300 лет! — виртуального юбилея двух выдающихся деятелей украинской музыкальной культуры — Николая Лысенко, 170-летие со дня рождения которого широко отмечается в Украине в этом году, и его талантливого ученика — Кирилла Стеценко, 130-летие со дня рождения которого исполняется также в этом году.

В ряду юбилейных мероприятий, посвященных чествованию памяти Николая Витальевича, — Международная научная конференция «Фигура Николая Лысенко в мировом историко-культурном контексте», которая состоялась весной в Музее композитора, подготовленный музыковедами Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М. Рыльского НАН Украины по ее материалам сборник научных статей в серии «Музична україністика. Сучасний вибір», а также состоявшийся недавно Международный музыкальный конкурс имени Н. Лысенко. Эта резонансная акция заняла особое место.

Согласно креативной задумке внука композитора К. Стеценко — Кирилла Стеценко-младшего, она должна была сфокусировать внимание публики на преемственности знаменитых украинских династий музыкантов, сделав более мощной ее значимость в воображении собравшихся в зале простым математическим действием: 170+130=300! На самом деле, по воле автора проекта — известного скрипача, педагога, продюсера Кирилла Стеценко, программа этого неповторимого вечера не только объединила в концертном временном пространстве музыку двух знаковых для украинской культуры композиторов, но и способствовала углублению благодарной слушательской аудитории в замечательную, уютную атмосферу домашнего камерного музицирования начала ХХ века.

Знакомые и близкие присутствующим украинские мелодии, которые в настоящее время, к сожалению, так редко звучат в эфире радио и на телевидении, но на которые мгновенно отзывается генетическая память меломанов, сразу окунули слушателей в неповторимый мир украинской народной песни. Ведь все произведения Кирилла Стеценко, звучавшие в первом отделении, — «Песня без слов», «Колыбельная», «Вечерняя песня» в исполнении К. Стеценко, композиция для пения соло в исполнении певицы Анны Солоничной — щедро оплодотворенные интонациями украинского музыкального фольклора. Они полностью раскрыли элегически-мечтательный, мелодичный мир звуков композитора, его впечатлительную и трепетную душу, за что слушатели вознаградили исполнителей заслуженными аплодисментами и возгласами «браво»! Без сомнения, внимание собравшихся в этот вечер было приковано в первую очередь к благородной фигуре внучки Николая Лысенко — народной артистке Украины, профессору Раде Остаповне Лысенко, которая и в настоящее время, в 91-й год, работает преподавателем по классу фортепиано в Национальной музыкальной академии. В своем вступительном слове она отметила: «По-видимому, у всех собравшихся на слуху грустная, печальная музыка знаменитого «Заповіту» Т. Шевченко «Як умру, то поховайте» на музыку Г. Гладкого. И вот представьте себе: не так давно мне довелось услышать это произведение с неожиданной мажорной кодой. Оно произвело на меня удивительное впечатление, мне удалось достать эти ноты и именно сегодня я исполню для вас эту музыку».

Второй отдел концерта был посвящен творчеству Николая Витальевича Лысенко. И здесь не обошлось без сюрприза: «Героическое скерцо» для фортепиано прозвучало в блестящем исполнении аспирантки Рады Остаповны Ма Син Син (Китай). Юная пианистка не только виртуозно справилась с техническими трудностями этого произведения, прочувствовала стиль музыки, но и заставила слушателей в который раз осознать высокий уровень профессионального мастерства Николая Лысенко — выдающегося композитора и пианиста европейского образца. В разных эпизодах этого развернутого произведения пианистке удалось подчеркнуть и откровенно салонные фрагменты, и романтическую порывистость, и выделить балладные, героико-эпические интонации музыки скерцо, что в конечном итоге оправдало название этого произведения.

Проникновенно и задушевно прозвучала элегия «Печаль» в исполнении известного виолончелиста Тараса Менцинского. И после него — темпераментно-взрывной, буквально ворвался в концертное пространство зала, Кирилл Стеценко, который исполнил скрипичную транскрипцию знаменитой Второй рапсодии «Думка-шумка» Н. Лысенко. Виртуозность и «горячая», зажигательная энергетика скрипача передалась публике и разразилась просто шквалом аплодисментов и возгласов «браво, Кирилл!». Возможно, именно на такой высокой эмоциональной ноте и стоило бы завершить вечер, впрочем, публика получила еще один подарок: от композитора В. Ронжина, который сделал специально для Рады Остаповны переложения для фортепианного трио пьесы Н. Лысенко «Мечта» («На сладком меду»). И вот эта элегически-спокойная музыка фантастически прозвучала в исполнении Рады Лысенко (фортепиано), Кирилла Стеценко (скрипка) и Тараса Менцинского (виолончель). Это был настоящий апофеоз концерта, исторический момент единения музыкальных династий Лысенко — Стеценко. И не удивительно, что на финальной волне общего подъема и артистов, и публики после музыкальной части программы еще долго не заканчивался «интерактив» — общие фотосессии, а также церемония раздачи автографов от Рады Остаповны, которые она по многочисленным просьбам щедро ставила в прекрасном издании — книге-фотоальбоме «Світ Миколи Лисенка» (авторы Тамара Булат и Тарас Филенко), которое в тот вечер продавалось в фойе.

Вечер оказался поразительно эмоционально раскованным, интерактивным, из таких, которые надолго остаются в памяти. Однако интрига проекта серии «Эксклюзив» этим концертом не ограничивается: она, по словам организатора, будет иметь свое продолжение. Но уже после новогодне-рождественских праздников.

Наталия СЕМЕНЕНКО, музыковед. Фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ