Известный дирижер выступал вместе с Киевским камерным оркестром в Национальной филармонии. В программе были шедевры мировой классики и состоялась премьера произведения современного французского композитора Пьера Тийуа, посвященного памяти оперного певца и Героя Украины Василия Слипака.
Оказалось, что Николя Кроз и Василий Слипак были товарищами и инициатива как написания произведения, так и его премьеры именно в Киеве принадлежала французскому дирижеру. «День» встретился с Н. Крозом, и он рассказал о себе, концерте и своем погибшем украинском друге.
«МУЗЫКА БАХА — СЛОВНО АСПИРИН»
— Вы приехали в Киев для участия в концерте из цикла «Бах — наш современник».
— Бах — мой любимый композитор. Для меня его творчество — это музыкальная Вселенная — гениально и современно! Можно прослушать одно произведение 1000 раз — и всегда это будет по-новому. Это очень редкое свойство для композитора. Таковыми является Бах, Моцарт, Чайковский... Для меня это — тотал-арт. Даже когда болит голова, музыка Баха — словно аспирин.
Я часто бываю в Польше (моя жена полячка, у самого польские корни, мой дедушка — поляк). У меня есть свой камерный оркестр. Как-то в Щецине, а затем в Париже на мои концерты приходил маэстро Николай Дядюра. Он и предложил мне приехать в Киев на гастроли.
— Я прочитала, что вы начинали как скрипач.
— Да! Я поступил в 1991 году в Институт Гнесиных. Получал государственную стипендию от Франции. Позже в Польше имел возможность совершенствоваться в области камерного музицирования, там и начал дирижировать, а потом продолжил получать дирижерское образование во Франции.
— Почему вы отдали предпочтение дирижированию?
— Знаете, я много играл в оркестрах. В студенческие годы зарабатывал этим на жизнь и тогда уже пристально наблюдал за дирижерами. Пытался понять, почему маэстро показывает оркестру играть именно так, а не иначе? Потом во Франции играл в оперетте, и дирижер как-то попросил меня заменить его. Я попробовал и почувствовал, что это — мое! Вообще-то я неплохой скрипач, но сольное выступление для меня всегда было стрессом. А дирижирование — нет! Я начал дирижировать довольно поздно, где-то в 22—25 лет.
— Кого считаете своими главными учителями?
— В дирижировании — это известный немецкий дирижер Кристоф Эшенбах. Он оказал на меня огромное влияние.
— Расскажите о вашем Оркестре Новой Европы.
— Камерный оркестр Новой Европы организовали 10 лет тому назад. В начале нам помогли из Европейской комиссии в Брюсселе: дали немного денег, чтоб создать в Париже оркестр из представителей разных национальностей. Средний возраст музыкантов был тогда 20—25 лет, но все — профессионалы. У нас сейчас половина французов, а остальные — исполнители из разных стран, в том числе из Украины. Мы делаем около 30 концертных программ за сезон. Репетиционная база расположена вблизи Парижа. Выступаем в основном во Франции. Побывали также на гастролях в Италии, Бельгии, Швейцарии, Германии. Дважды гастролировали в Бразилии. В целом, дали уже свыше 400 концертов.
— А какие программы исполняете: классика или современная музыка?
— Я должен сказать, что с современной музыкой трудно, потому что широкая публика не выдерживает ее более 10 минут. Но я все же стараюсь исполнять и современные произведения. У нас нет государственной поддержки, это частная антреприза, поэтому нам всегда приходится придумывать что-то новое, воплощать интересные идеи, чтобы заинтересовать публику. А еще меня также приглашают для выступлений с другими оркестрами. В частности, Арена ди Верона, Палермо в Италии, оперные театры, симфонические оркестры, в Польше — Вроцлав, Щецин, Варшава. Я был какое-то время приглашенным дирижером в филармонии Казахстана. Сейчас приглашают стать дирижером в Китае, городе Наньнин — это огромный мегаполис на 12 миллионов жителей. Есть также проект с Санкт-Петербургским Михайловским оперным театром.
— А вы слушали наш Киевский камерный оркестр раньше?
— Нет. Я встретился с киевскими оркестрантами впервые. В зале филармонии — потрясающая акустика, для камерного оркестра практически идеальная!
«МНОГИЕ ФРАНЦУЗЫ ДО СОБЫТИЙ НА МАЙДАНЕ УКРАИНУ ПОЧТИ НЕ ЗНАЛИ»
— Программу концерта вы сами подбирали? В ней — Бах, Чайковский, Барток и современный французский композитор Пьер Тийуа. Что объединяет эти произведения?
— О Бахе и современности мы уже поговорили. Барток мне вообще очень нравится как композитор, а его Дивертисмент — это вообще шедевр. К тому же, это очень сложное произведение, но он по силам такому высокопрофессиональному коллективу, как Киевский камерный оркестр.
ОПЕРНЫЙ ПЕВЕЦ, УЧАСТНИК БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ВОСТОКЕ УКРАИНЫ. ПОСМЕРТНО ЕМУ ПРИСВОЕНО ЗВАНИЕ «ГЕРОЯ УКРАИНЫ» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОРЕСТОМ СЛИПАКОМ
Мне также предложили выбрать какой-то широко известный опус. Я подумал, что это должна быть «Серенада» Чайковского, которого все знают и любят.
И, конечно, я хотел, чтобы прозвучала современная музыка. Тогда и поделился мнением с братом Василия Слипака Орестом, что было бы неплохо исполнить какое-то новое произведение, чтобы придать дополнительный смысл этой программе.
— Как родился опус «Последняя кавалькада» (Derni re chevauch e), посвященный В. Слипаку?
— Я рассказал о Василии французскому композитору Пьеру Тийуа, которого хорошо знаю, и предложил ему написать небольшой опус. Он творит музыку, которую легко слушать, сразу согласился и захотел побывать на премьере. В его приезде в Украину мне помогли Посольство Франции и Французский институт культуры.
— Пьер был знаком с Василием?
— Нет.
— То есть он о Слипаке знал только из ваших воспоминаний и впечатлений?
— Да! Он также смотрел видео, фото, читал газеты. Хочу сказать, что многие французы из разных общественных кругов до событий на Майдане Украину почти не знали. Благодаря оперному певцу Василию Слипаку они начали интересоваться вашим государством — смотрели репортажи, была большая публикация во французской самой популярной ежедневной газете «Le Mondе» о нем, которая вызвала резонанс.
ВЫСТУПАЕТ НИКОЛЯ КРОЗ / ФОТО С САЙТА I.YTIMG.COM
— У нас произведение «Derni re chevauch e» П. Тийуа перевели как «Последняя кавалькада»...
— Что-то такое... Но с французского это слово переводится многозначительнее. Кавалькада, то есть группа всадников — прямолинейный перевод. А композитор, скорее, имел в виду последний этап жизни человека.
— Но ведь автор музыки, который не знал человека, которому посвящает произведение, должен был проникнуться этой темой. Его, по-видимому, поразил тот факт, что успешный певец, который начинал как конратенор, а затем стал во Франции бас-баритоном (это уникально!), вдруг едет на Родину бороться за независимость Украины, за право на существование. Эта тема задела маэстро?
— Безусловно! Пьер даже говорил, что хочет работать над этой тематикой и дальше, например, мечтает написать оперу. Композитор пожелал побольше узнать о государстве, которое сподвигло успешного, свободного в выборе творческих и жизненных приоритетов оперного певца на такой подвиг...
«ЛЕТ ЧЕРЕЗ ПЯТЬ ВАСИЛИЙ СТАЛ БЫ МЕГАИЗВЕСТНЫМ ПЕВЦОМ»
— Как вы познакомились с Василием Слипаком?
— Это случилось лет 7—8 назад. Нас познакомил мой друг, интересный композитор Евгений Гальперин (его отец киевлянин), который дружил с Василием. Они жили в одном доме в Париже, но на разных этажах. На одном из вечеров у Гальперина Женя сказал: «У этого парня уникальный голос, послушай». Я был поражен его судьбой и предложил Василию участие в концертах. Мы тогда исполняли «Реквиемы» Верди и Моцарта, потом сделали еще 10—15 программ вместе. С успехом прошли оперные гала-вечера... планировали исполнить Девятую симфонию Бетховена, но... не суждено.
— Во Франции хорошо знали Слипака как оперную звезду?
— Он на самом деле был успешным — имел очень много концертов в Париже. В среде музыкантов его все знали. Я думаю, что лет через пять он стал бы мегаизвестным певцом, потому что начал бы получать все больше творческих приглашений.
— Чем вас Василий привлекал?
— Я ни разу его не видел в плохом настроении, он излучал позитив, даже когда что-то не удавалось. А между тем не все у него шло легко, бывали разные ситуации с карьерой, деньгами. Когда мы работали над концертными программами, он был очень профессиональным. Мы имели хорошие профессиональные отношения. Хорошо знали и чувствовали друг друга. Впрочем, у нас случались и сугубо личные беседы.
Основная моя задача — найти таланты, потому я много слушаю, ищу, знакомлюсь с молодежью. Василий должен был стать моим советником относительно вокалистов в моем будущем проекте. Слипак три года был солистом Гранд-опера. Ему давали сольные роли, но он хотел иметь еще и концертную практику, потому и пошел в «свободное плавание». Что характерно: когда началась война на востоке Украины, у него очень хорошо пошли вокальные дела. Причем Василий не бросал карьеру, он занимался волонтерским делом, потом возвращался из Украины во Францию, давал концерты, принимал участие в спектаклях, а затем опять ехал в Украину, которую любил больше всего. Потом — опять концерты и опять фронт.
Знаете, за последние полгода Василий сильно изменился. Многие уговаривали его не ездить на войну, но он был очень жестким в своих убеждениях. Все деньги и силы он отдавал борьбе за новую Украину. Это было его мотивацией в жизни. Жаль, что снайперская пуля оборвала жизнь этого прекрасного вокалиста и патриота Украины.
Наш долг помнить о Василии Слипаке. Я хочу приобщиться и обсудить с украинскими коллегами о будущих художественных проектах. У нас уже была встреча с директором Львовской филармонии Владимиром Сивохипом, мы планируем провести во Львове с 29 июня по 1 июля «Открытый международный музыкальный марафон памяти Василия Слипака».