Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Люблю любить любовь»

На сцене Национального драматического театра имени И. Франко с успехом прошел Х Международный фестиваль женских монодрам «Мария»
15 октября, 2013 - 12:16
СОВРЕМЕННАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ «СНА» АПЕЛЛИРУЕТ КАК К ИСТОРИИ, ТАК И К СОВРЕМЕННОСТИ. ЭТО СПЕКТАКЛЬ-ПРОЩАНИЕ С ТОТАЛИТАРНОЙ СИСТЕМОЙ В ЛЮБЫХ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯХ, С ПОСТИМПЕРСКИМИ СИНДРОМАМИ И КОМПЛЕКСАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ. (ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦА — ЛИЛИЯ ДАНИЛЬЧУК, РЕЖИССЕР — ИРИНА ВОЛЫЦКАЯ, ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «ТЕАТР У КОШИКУ», ЛЬВОВ) / ФОТО C САЙТА TUK.LVIV.UA

Руководителем и вдохновителем этого форума стала Лариса Кадырова. «Мария-2013» проходила при поддержке Министерства культуры Украины, международной благотворительной организации «Международный институт театра» (Украинский центр), ГП «Центр развития современного искусства». Также организации фестиваля способствовали Институт литературы им. Т.Г. Шевченко, Всеукраинское общество «Просвіта», Музей Марии Заньковецкой, ЗАО «Міра — М» и другие. Напомню, что духовная патронесса форума — легендарная актриса первого украинского профессионального театра Мария Заньковецкая.

Лариса Кадырова на открытии отметила: «Феномен Заньковецкой заключается в том, что «громкую славу получила актриса украинского театра, которому в Российской империи ХІХ века отказывали в праве на существование. Мария Константиновна на сцене, в образах своих героинь жила любовью и призывала в суфлеры чувства. Заньковецкая играла на сцене украинских женщин. Любовь помогала чувствовать внутреннюю боль своих героинь»...

Театральный мир Марии Заньковецкой рождался из любви, и, вероятно, учитывая это, Лариса Кадырова решила назвать свой бенефисный спектакль «Люблю любить любовь». Любовь, по мнению актрисы, открывает в человеке новые грани собственного «я».

«Я скучаю по глубокому детству, в котором понятия добра и зла были неизвестны, в котором легко предавалась желанию мечтать о невозможном, в котором просто пересекались реальность и эмоция, — признается Л.КАДЫРОВА. — Единственное, с чем я никогда не могла смириться, — так это с равнодушием»! В русле этих идей Лариса Николаевна и намыслила свой спектакль, в котором — сопротивление равнодушию, попытка вырвать человечество из состояния тотального безразличия.

Фестиваль открылся моноспектаклем «Сон» (исполнительница — Лилия Данильчук, режиссер — Ирина Волыцкая, Творческая мастерская «Театр у кошику», Львов). В основе постановки поэма Шевченко «Сон», сочетавшая черты политической сатиры и мистериального действа. Ее герой летит над землей, и ему открываются виденья, подобные виденьям Данте или Гойи. Фантасмагория видений, представленных в пародийной модальности, в саркастическом, гротесковом проявлении, усиливает ощущение трагизма украинской истории. Представленная монодрама, по словам И. Волыцкой, «спектакль-прощание с тоталитарной системой в любых ее проявлениях с постимперскими синдромами национального комплекса неполноценности.

«И будет праздник» (исполнительница — Агнес Пшепюрская, режиссер — Петр Ратайчак) — история женщины, потерявшей самого близкого человека. Смерть мужа побудила задаться экзистенциальным вопросом о собственном месте в жизни. До трагического события женщина пребывала в тени своего известного мужа. Но кем она является в действительности? Как разобраться в жизни? Героиня стремится «рационализировать трагедию», осуществляя своеобразный психоанализ. Смерть мужа подталкивает Анету к бунту против жизни ради постижения собственной социальной роли. Утрата мужа дала возможность заново родиться. Эта монодрама получила Гран-при на фестивале «Windowisko» в Гданьске (2012).

В рамках фестиваля состоялась международная научно-художественная конференция «Магия актерства», в которой приняли участие зарубежные и отечественные литературоведы, историки театра, режиссеры, актеры, в частности, М. Сулима, З. Зарембьянка, Г. Шумейко, З. Хшановский, М. Заец, Г. Дзягилева и другие. Таким образом, был показан спектакль «Сломанные ногти. Марлен Дитрих» (исполнительница — Анна Скубик). События происходят в течение последних 13 лет величайшей актрисы, которая предстает перед зрителем в образе старой и несчастной женщины, одинокой в своем парижском доме. Марлен понимает, что все время была куклой, красивой и желанной. Однако перед лицом смерти все теряет смысл.

Постановка «Театральность» (сценарий и исполнение — Матеуш Новак, режиссер — Станислав Медзевский) — это еще одна монодрама о «природе вещей» в наше время, когда в театре имеет место «игра с игрой», ирония из основ театральной игры и одновременное открытие другой реальности. Новак заставил зрителя посмотреть внутрь себя, чтобы найти там то, чем в действительности является каждый человек. На нынешнем фестивале «Мария» было довольно много спектаклей из Польши, однако каждый имел свою художественную, эмоционально-психологическую неповторимость.

Одной из изюминок форума стала шотландская постановка «Портной из городка Инвернес» (несколько лет назад пьеса была напечатана в журнале «Всесвіт» в переводе С. Шлипченко), которую представил театр «Dogstar» и его руководитель Мэтью Заец. Эта драма (постколониальная по своей сути) построена на автобиографическом материале — истории жизни семьи родителей Мэтью, которая во время Второй мировой войны была «вырвана с корнем» из восточно-польской территории (нынешняя Галичина) и заброшена в Шотландию. «Портной из Инвернеса» — психологическая драма, которая ставит перед зрителем вопросы: «Откуда мы? Где наши корни?». Эти исторические вопросы актуальны для Украины. Спектакль содержит современные «спецэффекты», дополняющие актерский психологизм исторической достоверностью (показан путь «переселения» из Польши — Украины в Шотландию, приведены воспоминания людей, которые пережили те страшные события в детстве).

Монодрама М. Зайца идентичностна, укорененная в историческую проблематику, она показывает множественность «я» выходцев из «зон переселения», что является результатом «форм власти» и нацистского террора, который внушает людям страх, приводя к безумию. Когда-то известный грузинский режиссер Роберт Стуруа, выступая в Праге, сказал: «В выходцах из СССР до сих пор сидит тень Сталина, порождающая страх»! Главный герой монодрамы — человек, бегущий из ада, однако призраки не покидают его память, возникая и в далекой Шотландии. Сам Мэтью отметил: «Я происхожу из портняжной школы в Подгайцах. Я выходец из крестьянского подворья, из лесов и полей зеленой Украины. Из лагеря переселенцев в Германии. Из пляжей Адриатики. Из закопченных улочек Глазго. И холодного воздуха Инвернеса. Так ли это важно — кто я? Я могу быть всем из вышеупомянутого и в то же время — ничем».

Фестивальную программу завершил немецкий спектакль «Женщина, вошедшая в дверь» (исполнительница — Анке Пфлетшингер», режиссер — Райян Элерс). Это монолог женщины, которой вот-вот исполнится 39, исповедь об уничтоженной любви, постоянных попытках держать жизнь под контролем, дабы устоять. Но жизнь наносит сильные удары. Героиня — мать четверых детей, вдова, алкоголичка... Паула чувствует, что несомненно должна действовать, что она еще не пропащая сила.

Спектаклем «Люблю любить любовь» Лариса Кадырова отметила свое 50-летие на сцене (см. «День» №182). Магия ее актерства превращает мусор жизни во что-то чудесное. В ее ролях — психологическая глубина, стремление передать сущность человека. Лариса Кадырова «срежиссировала» спектакль таким образом, что биографические события сочетались с ее ролями — Мавки, Донны Анны... Она еще раз проигрывала триумфальные роли вместе со своими партнерами.

В ее художественной реальности, по теории Питера Брука, переплетается энергия, движение и удивительные отношения между зрителем и текстом. Лариса Кадырова всегда умела искусно переодеваться в другие жизни, а в то же время владела талантом снимать эти маски и наедине с собой, и с близкими людьми. Порой, когда завершался спектакль, в глазах актрисы, которая только что творила на сцене психологические фантасмагории, можно было заметить печаль или одиночество. Возможно, потому профессор Ягеллонского университета (Краков) Зофия Зарембьянка открыла международную научную конференцию докладом о «мотивах одиночества» в польской литературе ХХ в. Одиночество — естественное состояние для талантливой, а тем более, гениальной личности. Из одиночества рождается что-то настоящее...

Дмитрий ДРОЗДОВСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ