Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Любовь и другие... неприятности

О премьере «Sugar, или В джазе только девушки» в Национальной оперетте
17 апреля, 2015 - 14:35
СЛЕДУЮЩИЕ ПОКАЗЫ МЮЗИКЛА «SUGAR, ИЛИ В ДЖАЗЕ ТОЛЬКО ДЕВУШКИ» СОСТОЯТСЯ 25 АПРЕЛЯ И 14 МАЯ. НА ФОТО: ИСПОЛНИТЕЛИ РОЛЕЙ ДЖО — ДЖОЗЕФИНЫ ЕВГЕНИЙ ПРУДНИК И ДЖЕРРИ — ДАФНЫ АРСЕН КУРБАНОВ / ФОТО АНАТОЛИЯ ФЕДОРЦИВА

Гамлет провозглашает: «Зрелище — петля, чтобы поймать сознание короля». Очень прагматично как для искусства театра, но если это способ узнать, кто убил отца, так почему бы и нет. На что поймать желание зрителя прийти именно в этот театр, вопрос такого уровня сложности, что аргументированный ответ на него наверняка достоин Нобелевской премии.

Киевский национальный академический театр оперетты сначала стал известным, потом хорошо известным, а в настоящее время завоевывает репутацию гарантированного наслаждения. Премьера «Sugar, или В джазе только девушки», начиная от ассоциации с почти одноименным фильмом с незабвенными исполнителями главных ролей — Мерлин Монро, Тони Кертисом, Джеком Леманном — и не заканчивая получением театральных премий «Киевская пектораль» главным режиссером театра Богданом Струтинским за лучший музыкальный спектакль Киева «Труффальдино из Бергамо», а также главным балетмейстером Вадимом Прокопенко за лучший режиссерский дебют в спектакле «Кармен-сюита», не просто пробуждает желание увидеть ее в числе первых, она дает прекрасную возможность почувствовать себя экспертом в художественном диалоге, дискуссии, но никоим образом не в соревновании. Киевская оперетта прибегает к тотальному театру — и если к спектаклю «Welcome to Ukraine, или Путешествие в любовь» все служители театра (перо не соглашается написать контролеры билетов, гардеробщики, администраторы) были одеты в украинские национальные костюмы, к этой премьере все были в прическах с пером, платьях в стиле вамп -во всем, что запечатлелось в памяти как стиль первой четверти прошлого века, равно как и в исторических видеоматериалах, которые создают документальный видеофон самого спектакля.

Вспомнилось, как Л.Бернштайн одним из своих шутливых произведений дирижировал без рук, руководя мимикой и взглядом, а фантазия предвкушения настроила на высокий уровень надежд. Большинство из них оправдалось, какие-то стали неприятностями — смешными, мелкими, а временами и принципиальными.

Не определился, хорошо или нет, но сценический язык не оказался приближенным к кино, как это сделал в послефильмовом мюзикле «Кабаре» его режиссер Гарольд Принс, получивший признание уровня главной американской премии «Томи» за непревзойденность в театральном искусстве. С другой стороны, постановщик спектакля Б.Струтинский демонстрирует глубокое знание биографии мюзикла и умело использует генетические составляющие: балладную оперу, ревю, экстравагантный бурлеск, оперетту.

Сценограф Андрей Романченко предлагает в качестве предмета-символа огромные чемоданы, в которых персонажи существуют, как в купе железнодорожного вагона, или в номерах приморской гостиницы. Чемоданы, как главный декоративный элемент, играют в спектаклях «Три сестры» Театра драмы и комедии (сценограф Олег Лунев), «Похоже на счастье» театра «Сузір’я» (сценограф Тарас Ткаченко), и еще как важный реквизит во многих спектаклях. Возможно, так театр реагирует на чемоданные настроения в обществе.

Главной же проблемой и большой неприятностью является технологическая застарелость всех наших театров и Оперетты в частности, в отличие от высокой технологичности современного мюзикла, в котором одним из обязательных элементов является фокусная, магическая смена декораций.

Дирижер-постановщик Игорь Дорошенко полностью понимает и доказывает, что ритм музыкальных тем не просто организовывает сценическое действие, но и выстраивает его дух.

Балетмейстер Вадим Прокопенко от спектакля до спектакля совершенствует психологический стиль хореографии, правда в некоторых номерах увлечение танцевальной техникой становится маленькой неприятностью, из-за которой теряется смысл номера в общем течении спектакля.

И еще одно недоразумение связано с заявленным в названии спектакля джазом, который, как известно, рождается из того, что невозможно зафиксировать в нотной записи — ритмичные, ладовые, тембральные особенности, импровизационные интонации, для которых пока не нашлось места в музыкальном пространстве спектакля.

Уверен, что не стоит приводить сюжет хорошо известного по фильму мюзикла. А вот сказать, о чем он получился — то ли по замыслу создателей, то ли по собственной художественной идентичности — стоит, чтобы безоговорочно войти в дискуссию с создателями и самое главное с вами, глубокоуважаемые зрители. На мой взгляд, идея простая и радостная, хотя несколько и неприятная: «Любовь лишает мужчину разума», страшно сказать — лишает его самого себя, доверху наполняя неповторимостью, непревзойденностью, идеальностью объекта влюбленности.

Это прекрасно играют, точнее от этого сходят с ума — исполнитель ролей Джо — Джозефины Евгений Прудник и Джерри — Дафны Арсен Курбанов. Влюбленный в нее до умопомрачения миллионер с манерами Попандополо, которого мастерски играет Николай Будковский, считает тот факт, что на самом деле он не женщина, а мужчина — небольшой неприятностью.

Красавица Сью, которую играет красавица Ася Середа-Одрынская считает счастьем брак с богатым, а деньги — полноценным заменителем любви.

Как бы поддерживая эту мысль в танце, к ней присоединяются такие же блондинки в таких же соблазнительных платьях. И если бы не надежда на непреодолимую силу настоящей любви, которую дарит яркий финал спектакля, такой вывод был бы большой неприятностью для нас, простых любящих и преданных мужчин.

Бродвей — это всего 2,4 км, на которых расположено тридцать театральных зданий. Дж. Коэн говорил: «Бродвей — вот единственный колокол, в который мне хотелось бы звонить».

Сегодня в нашем городе три звоночка в Киевском национальном академическом театре оперетты приглашают еще не на бродвейский мюзикл, но точно на спектакль, поставленный с талантом и вдохновением.

Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ, народный артист Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ