Это экспериментальные работы молодых режиссеров, победителей I Международного конкурса-лаборатории MusicalArt Project, которые были представлены на малой сцене Национальной оперетты. Так, Максим Булгаков, солист и балетмейстер Киевской оперетты, представил свою постановку одноактной комедии «Бастьен и Бастьенна» В.А. Моцарта (дирижер-постановщик — Владимир Врублевский, дирижер — Сергей Нестерук, художник — Ольга Левченко), а главные партии исполнили солисты: Татьяна Дидух, сопрано (Бастьенна), Владимир Ординский, тенор (Бастьен), и Валентин Котенко, бас (Колас). Это сказочка о любви и ревности пастушки к пастуху, и как влюбленным помогает колдун. Сюжет простенький, а музыка очень светлая и гармоничная.
Напомним, эта опера была заказана Моцарту врачом Антоном Месмером (известная на то время личность, изобретатель месмеризма — своего рода гипнотизма, который использовался для лечения разных болезней. Впоследствии месмеризм назвали шарлатанством, но в 1768 году Месмер был уважаемым и процветающим врачом в Вене). Впервые «Бастьен и Бастьенна» была представлена на сцене в парке его виллы. Либретто оперы является пародией на знаменитое произведение «Сельский колдун» Жан-Жака Руссо. Кстати, автору — Вольфгангу Амадею Моцарту, который написал комичную оперу «Бастьен и Бастьенна», было всего... 12 лет. Ну что ребенок может рассказать о страстной любви? Может, потому это произведение не имело счастливой сценической судьбы ни при жизни, ни после смерти маэстро. Хотя даже в этой «безделушке» чувствуется талант и самобытный музыкальный почерк композитора, который вскоре стал классиком.
Режиссер Максим Булгаков поставил «Бастьена и Бастьенну» как фарс и шутку, а когда героям оперы не хватало слов, то их историю «комментировали» мимы — помощники колдуна-мудреца Коласа, которые «пеленали» слишком «горячих» пастушку и пастуха в «коконы» из целлофановой пленки. Этот спектакль можно назвать прелюдией к другой истории, но уже на современный сюжет.
«СДЕЛАЙ ПАУЗУ И ВЫСЛУШАЙ МЕНЯ!» — КИРИЛЛ БАСКОВСКИЙ (БЕН) И ГАЛИНА ГРЕГОРЧАК-ОДРИНСКАЯ (ЛЮСИ) В ОПEРЕ-БУФФ «ТЕЛЕФОН, ИЛИ ЛЮБОВЬ ВТРОЕМ» МЕНОТТИ
Публика впервые познакомилась с opera buffa «Телефон, или Любовь втроем». Произведение американского композитора итальянского происхождения Джана Карло Менотти хотя и написано семь десятилетий тому назад, но и в настоящее время является актуальным, потому что поднимает вопрос об излишнем увлечении телефонами (а теперь еще добавились разные гаджеты), и эти «умные устройства» отбирают у людей время, не дают общаться вживую и тет-а-тет, перенося все в социальные сети и отдаляя героев друг от друга. Поставила оперу режиссер Юлия Журавкова (дирижер-постановщик, хормейстер — Назар Якобенчук, дирижер — Сергей Нестерук, художник — Ирина Давиденко), а главные партии исполнили солисты: Галина Грегорчак-Одринская, сопрано (Люси), и Кирилл Басковский, баритон (Бен).
По сюжету молодая девушка не расстается с мобилкой, а влюбленному в нее парню, который спешит на поезд, никак не удается найти паузу в той болтовне и признаться в любви. Но, наконец, Бен собирается с духом, чтобы сделать Люси предложение выйти за него замуж, как вдруг опять звонит телефон. Это он — разлучник! А Бен — «третий лишний»?
В этом произведении Менотти объединил лучшие традиции итальянской оперы-буффа и бродвейского мюзикла. Композитор написал музыку, которая наполнена яркими и пластичными мелодиями, а от opera buffa маэстро взял жизнерадостный характер, реалистичных персонажей, разговорные речитативы, ариозо, арии бельканто и — финальный дуэт, в котором Бен обещает, что никогда не забудет номер телефона Люси. Черты мюзикла в «Телефоне...» — компактная постановка, острый юмор, современный сюжет и легкость вокальных партий. Эта опера — образец прекрасного сочетания разноплановых музыкальных традиций. Режиссер Юлия Журавкова создала оригинальное либретто, насыщенное иронией и меткими метафорами. Артисты с юмором разыгрывают эту резвую комедию, а зрители смеются до слез.
Нужно отметить, что коллектив Национальной оперетты не боится экспериментировать, а рамки своего «легкого» жанра постепенно расширяет оперными жемчужинами. Только в этом сезоне театральную афишу дополнили оперы «Колокольчик» Доницетти и «Севильский цирюльник» Россини, а теперь под занавес были представлены зрителям еще две новинки с творческого наследия Моцарта и Менотти.