По уже установленной традиции Национальная опера Украины завершает свой театральный сезон премьерой. 26 июня репертуар театра пополнится малоизвестной в Киеве оперой-буфф Гаэтано Доницетти «Любовный напиток». Этот спектакль поставлен театром в сотрудничестве с Итальянским институтом культуры, который пропагандирует европейское музыкальное наследие, в первую очередь творчество выдающихся итальянских композиторов ХІХ — нач. ХХ вв. (к общим удачам можно отнести спектакли последних лет, среди которых «Фауст», «Макбет», «Джоконда», «Манон Леско» и др.).
Появление в репертуаре «Любовного напитка» принесет наслаждение не только любителям оперного искусства, которым не часто выпадает наслаждаться музыкой такого мастера итальянского бельканто, каким был Гаэтано Доницетти, но и актерам-исполнителям, которые давно ожидали, что одна из лучших комических опер, которая отличалась непринужденностью и легкостью, изысканностью и выразительностью вокальных партий, богатством и сочностью оркестровки, наконец появиться в афише киевского театра.
За пятьдесят лет жизни Гаэтано Доницетти написал семьдесят опер, а согласно другим подсчетам семьдесят четыре (!), значительное количество произведений в других жанрах — симфонию, кантаты, квартеты, церковные хоры, песни. Т.е. он обрел славу одного из самых плодовитых композиторов первой половины ХІХ века. К тому же еще и одного из самых популярных. И не только в Италии, хотя успехи и неудачи чередовались в его творчестве с регулярной последовательностью. Еще при жизни композитора его оперы с успехом прошли на сценах практически всех европейских театров — от миланского Ла Скала до петербургской Мариинки, от парижской Гранд-Опера до венского Придворного театра...
В восемнадцатилетнем возрасте Доницетти успешно дебютировал оперой «Энрико, граф Бургундский» в Венеции и сразу получил предложение заключить соглашение с дирекцией Римской оперы, для которой написал «Зораиду Гранатскую», которая также прошла с заметным успехом. Между этими двумя операми он написал еще и оперу «Петр Великий, царь русский, или Ливонский плотник», к которой также были благосклонны и критики, и зрители. Успешные дебюты открыли молодому композитору путь к самым большим итальянским оперным сценам, в частности и к Ла Скала...
О Доницетти заговорили как о наследнике Россини. Италия, которая долгое время боялась потери своего доминирующего положения в европейском музыкальном мире, вздохнула с облегчением. Появился композитор, который взял в свои руки эстафету от Беллини и Россини... Он писал фантастически быстро, иногда опера на три, четыре или и пять действий появлялась из под его пэра за две-три недели. Казалось, что муза творчества постоянно сопровождала композитора, а он просто купался в музыке, дышал ею.
Одним из наиболее выдающихся произведений Гаэтано Доницетти того времени стала опера «Лукреция Борджа», написанная по мотивам драмы французского писателя Виктора Гюго. И хотя критика и зрители откликнулись на новую оперу своего кумира довольно прохладно, однако она была показана в том сезоне тридцать три раза. В отличие от многих других опер Доницетти, от которых тогдашняя итальянская публика сходила с ума, не высоко оцененная современниками «Анна Болейн» перешла в репертуар многих европейских театров и ставится, хотя и не часто, до сих пор! К вершинным произведениям наследия Доницетти принадлежит написанная в 1835 году опера «Лючия ди Ламмермур» по мотивам романа Вальтера Скотта. В свое время в этой опере, поставленной дирижером Олегом Рядовым и режиссером Ириной Морлостовой с грандиозным успехом пела Евгения Мирошниченко и Анатолий Соловяненко, Анатолий Мокренко и Мария Стефюк... Она и до сегодняшнего дня в репертуаре театра, дает возможность демонстрировать красоту голоса и мастерство бельканто новым и новым поколением вокалистов.
Значительное внимание уделял композитор комическому жанру, создав несколько опер, среди которых был и «Любовный напиток». Плеяда будущих его наследников именно через произведения Гаэтано Доницетти овладевала этим веселым и искрометным жанром. Можно с большой уверенностью говорить, что именно он своими легкими и исполненными искристостью небольшими комичными операми наметил рождение очень популярного в будущем жанра классической оперетты.
«Любовный напиток» стал его сороковой оперой. Приступая к работе над ней, Доницетти с иронией писал своему постоянному либреттисту Ф. Романи: «Должен написать оперу за две недели. Из них выделяю вам только одну. Только имейте в виду, что у нас примадонна-немка, тенор-заика, буффо с козлиным голосом и безликий французский бас. Тем временем можете себя прославить...».
По сюжету, молодой крестьянин Неморино до безумия влюблен в очаровательную, но довольно привередливую орендаторку окружающих земель Адину. Только вот, как поладить с ней — не знает. Тем временем и у Адины пробилось к стеснительному юноше что-то похожее на чувство. Чтобы рассердить Неморино, она готова выйти замуж за сержанта Белькоре... Несчастный Неморино бросается к проходимцу Дулькамаре, который выдает себя за врача и предлагает волшебный эликсир, который может завоевать сердце девушки. Одна бутылка не помогла, чары не подействовали. На другую у Неморино нет денег. Белькоре воспользовался ситуацией и предложил юноше записаться в солдаты, где он сможет быстро и навсегда забыть об Адине, которая завтра должна стать женой бравого сержанта...
Этот не очень изобретательный, если не сказать самый обыкновенный для итальянского стиля оперы-буфф сюжет, был проникнут настоящим юмором, остроумием и ироничностью, что всегда нравилось итальянской публике, а впоследствии и зарубежной публике, потому что произведение быстро нашло воплощение в европейских театрах, в частности была поставлена в Петербурге, Москве, Одессе, Киеве. Может, именно об этом произведении немецкий поэт Генрих Гейне, который очень любил музыку Доницетти, сказал: «Мелодии Доницетти своей веселостью и остроумием радуют мир...»
Премьера прошла на сцене миланского «Ла Скала» 12 мая 1832 года. Это был один из наиболее ярких прижизненных творческих триумфов молодого, в то время очень счастливого, захмелевшего от любви к жене Вирджинии Гаэтано Доницетти, который писал эту музыку не только для театра, но и для любимой женщины. В течение сезона спектакль был показан тридцать два раза при постоянно переполненном зале. А в 1837 г. с триумфом прошел в Итальянском театре в Париже. Начался мировой триумф оперы, который продолжается и доныне.
Сегодня вечером киевские зрители имеют возможность побывать на премьере «Любовного напитка», который поставили дирижер Владимир Кожухар и итальянский режиссер Итало Нунциата (для которого это уже пятая опера, поставленная на киевской сцене). Художественное оформление спектакля осуществила Мария Левитская, а хормейстером-постановщиком выступил Богдан Плиш, для которого это первая масштабная работа в классическом оперном жанре. Что касается исполнения, то это будет по-настоящему молодежный премьерный спектакль, в котором выступят: Ольга Фомичева (Адина), Дмитрий Попов (Неморино), Светлана Годлевская (Джаннетта), Александр Бойко (Белькоре), Сергей Магера (Дулькамара) и другие.