Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Любовный треугольник Пифагора

Чем шведская психологическая драма завораживает постановщиков и зрителей?
19 сентября, 2018 - 11:47
ФОТО АННЫ БОБИРЕВОЙ

В столичном театре «Золотые ворота» появилась новинка — молодой, одинокий режиссер Иван Уривский поставил драму Августа Стриндберга «Фрекен Юлия». Эта пьеса у нас в последнее время в фаворе — за нее с разным успехом уже принимались в Театральном центре Могилянки, в Молодом театре и Театре на левом берегу.

...Вы видели когда-нибудь, как заботливая хозяйка кормит своего кабанчика? Он сует рыло в корыто и чавкает там, а она гладит его за ушами. Точь-в-точь так в спектакле Уривского повариха Христина (Инна Скорина-Калаба) кормит Яна (Дмитрий Олийнык). А еще она чистит его щеткой — как чистят любимого жеребца. Подобных метафор, хорошо придуманных и по-актерски точно выполненных, много в спектакле, собственно, из них он весь и соткан.

Режиссер Иван Уривский и хореограф Павел Ивлюшкин работают как равноправные соавторы. У них (точнее, у актеров, с которыми они это делают) каждый жест, шаг, поворот, даже взгляд — от начала до конца — «поставленные», а не импульсивные. Здесь есть какая-то благородная избыточность искусства. В этом смысле спектакль напоминает ценную пуговицу ручной работы, предназначенную для аристократического фрака. Такая пуговица сама по себе — художественное творение, которое стоит больше, чем целых три пиджака простого покроя.

В программке к спектаклю сказано, что он изысканно— эстетский, и это не самореклама — все именно так и есть, в лучшем смысле слова, это товар не для ширпотреба. Спектакль отличается своей целостной и законченной продуманностью, хоть при этом кажется эмоционально— прохладным. Зрелище вызывает восхищение, но без привычного сопереживания, потому что здесь любовный треугольник рассматривается как треугольник Пифагора: вы получаете счастье от красоты решения задачи, а не от банального сочувствия персонажам. Когда в финале Фрекен Юлия (Виталина Библив) торжественно сжигает себя на костре, вы любуетесь... загадочной умиротворенностью ее лица, любуетесь спокойно, потому что подозреваете, что героиня повторяет этот картинный ритуал, если не еженощно, то, по крайней мере, раз в году.

В конечном итоге, спектакль стоит хорошего слова, поскольку нынешний театр, в угоду публике, охотно предлагает ей простую пищу, что-то веселое и легкое, а «естество» — лишняя и рискованная роскошь, хоть именно здесь и прячется достоинство искусства.

Следующий показ спектакля состоится 20 сентября.

Иван БАБЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ