Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Люди и куклы

О вызовах, которые сегодня стоят перед театральными коллективами, локлаун и новые амбициозные проекты одесситов
29 января, 2021 - 10:47
ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО КУКОЛ И АРТИСТОВ ЖИВОГО ПЛАНА В СПЕКТАКЛЕ «БАБЫ БАБЕЛЯ»
ДИРЕКТОР-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ОДЕССКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА КУКОЛ ИОСИФ МЕРКОВИЧ

В этом году локдаун больно ударил по культурному сектору Украины. Особенно пострадали детские театры, для которых январь — это традиционный активное творческое время рождественско-новогодних спектаклей, семейных просмотров, гастрольных путешествий в другие города. О жизни театра в условиях испытаний, об украинском сценическом контенте в разноголосой Южной Пальмире «Дню» рассказал директор-художественный руководитель Одесского академического театра кукол Иосиф Меркович. В частности, он  впервые приоткрыл занавес о запуске нового амбициозного театрально-просветительского проекта «Волшебный сад путешественника Сковороды», к работе над которым согласился присоединиться легендарный украинский художник Александр Ройтбурд.

МИР ДОБРЫХ ЧУДЕС

— Иосиф Михайлович, в Украине немало театральных городов,  которые прославились  успехами кукольников — Львов, Ужгород, Харьков, Киев. На ваш взгляд, какое место в этом контексте занимает Одесса и ваш театр?

— Одесский театр кукол — один из старейших государственных театров в Украине, ему без малого 90 лет, он основан в 1932 году и возрастом уступает только Киевскому театру кукол, основанному в 1927 году. В остальных городах Украины театры кукол значительно моложе. История Одесского театра кукол полна яркими вехами и замечательными именами, первое из которых — Юзеф Гиммельфарб — ученик Сергея Образцова, основатель нашего театра, прослуживший в нем главным режиссером более 40 лет — с 1932 по 1976 гг. Также с Одесским театром кукол связаны имена легендарных украинских кукольников Галины Палович, Сергея Ефремова, Натальи Бучмы, Валерия Левченко — и многих-многих других.

Сегодня Одесский театр кукол — место, в котором считают за честь поработать известные режиссеры-кукольники из разных городов Украины.  Ныне в нашем репертуаре — работы киевлян Михаила Яремчука, Михаила Урицкого, Руслана Неупокоева, львовянина Александра Куцика, хмельнитчанина Сергея Брижаня. И мы очень надеемся, что этот список будет расти — мы открыты для сотрудничества.  Ну а тот факт, что Одесский академический театр кукол в сегодняшней театральной иерархии нашей страны занимает далеко не последнее место, подтверждается целым рядом наших недавних побед на всеукраинских и международных театральных фестивалях. 

— Кукольный театр — один из первых шагов маленького зрителя в большой мир театра. Как формировать у детей любовь к театру, как воспитывать своего зрителя?

— Мы позиционируем себя как самый волшебный театр Одессы не только потому, что в нашем театре происходит чудо оживления кукол. Мы всеми силами стремимся к тому, чтобы входя в наши двери, маленькие и взрослые зрители сразу же попадали в мир добрых чудес. После капитальной реконструкции, которая окончилась в 2012 году, Одесский театр кукол по праву считается самым красивым, уютным и комфортабельным театральным залом города. У нас самые красивые интерьеры, в нашем фойе для детей и взрослых представлена красочная экспозиция театральных кукол, перед спектаклем они могут посетить наше Королевство кривых зеркал (комнату смеха) и киоск, где за символическую цену можно приобрести эксклюзивные игрушки и сувениры — персонажей наших спектаклей, изготовленных нашими мастерами-кукольниками.

Нам еще есть над чем работать в этом направлении. Мы  хотим в ближайшее время оборудовать театр пассажирским лифтом: ведь наш зрительный зал расположен на втором этаже — для зрителей с ограниченными возможностями это серьезная проблема. Также в наших ближайших планах — открытие семейного джаз-кафе и выставочного зала, открытие новых сценических площадок — например, «Театра на ступеньках», когда действие спектаклей будет разворачиваться в фойе, а места для зрителей будут оборудованы на нашей парадной мраморной лестнице. Также готовим новую сценическую площадку для самых-самых маленьких зрителей (0 +), где будут проходить обучающие и развивающие спектакли для малышей. У нас уже отработан вариант выносной сцены, когда спектакли играются на улице, и зрителем может стать любой случайный прохожий. В дни карантина мы провели ряд онлайн-трансляций наших спектаклей в социальных сетях. Театр кукол старается удивлять и радовать зрителей на всех направлениях.

Но самое главное — это наши спектакли. На нашей сцене идут лучшие сказки из сокровищницы украинской и мировой литературы. На нашей сцене идут авторские спектакли для взрослых, не имеющие аналогов в других театрах страны. В этих спектаклях участвуют как штатные актеры нашей труппы, так и ведущие мастера из других одесских театров.

Мы проводим разные акции, например — «Театр для солнечных детей» — бесплатный показ спектаклей для детей с особенностями развития;  «Карнавал в театре кукол» — когда дети приходят на спектакли в карнавальных костюмах; «День рождения в театре кукол» — когда каждый ребенок, пришедший в свой день рождения в театр, вызывается на сцену и получает поздравление от кукольных персонажей и сувенир от театра. Мы также проводим экскурсии в театральное закулисье с посещением мастерских, где изготавливаются куклы и мастер-классы по основам кукловождения для маленьких зрителей.

Мы хотим, чтобы при словосочетании «Одесский театр кукол» у детей и родителей на лице всегда появлялась улыбка — и она всегда появляется.

«ГОТОВИМ ПРИЯТНЫЕ СЮРПРИЗЫ»   

— Январь, традиционно, щедрый месяц для кукольников — Рождественско-новогодние праздники, каникулы у школьников. В этом году — локдаун. Как ваш театр преодолел  суровый карантин? Как за это время не потеряли своего зрителя?

— Ситуация с локдауном внесла серьезные коррективы в нашу работу,  но мы сделали все, чтобы наши зрители все же ощутили праздник Нового года и Рождества, зарядились позитивом. В сжатые сроки успели подготовить премьеру — «Сюрприз для Золушки» и показывали ее с 19 декабря по 6 января по 2-3 раза в день (с соблюдением всех карантинных норм, с ограниченным заполнением зала). С 8 января начался локдаун — показы спектаклей стали невозможны до 25 января, но в театре шел активный репетиционный процесс — создается масштабный детский спектакль «Русалочка» по Андерсену, в котором занята вся труппа, и одновременно с ним — две постановки для взрослой аудитории — «Dawn-way. Дорога рассвета» по пьесе Олега Богаева и «Смотри, прежде чем прыгать» по пьесе Гарольда Брауна. После карантина пригласим публику на премьерные показы и возобновим репертуарные спектакли, а также  готовим  приятные сюрпризы...

«ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО КУКОЛ И АРТИСТОВ ЖИВОГО ПЛАНА»

— В последнее время ваш театр все пристальнее присматривается к взрослым зрителям  — это постановки Евгения Корняга, Ивана Урывского и других талантливых режиссеров. Не означает ли  поиск взрослой поиск взрослой публики потерю ваших маленьких зрителей?

— Возрастные рамки в театре — понятие весьма условное. Сегодняшний маленький зритель завтра станет взрослым, а многие сегодняшние взрослые зрители мечтают вернуться в детство — и открывают для себя театр кукол совершенно по-новому. Да, многие годы театр кукол был ориентирован в основном на детскую аудиторию, постановки для взрослой публики были редким исключением. Проект «Театр кукол вечером», как постоянное явление, возник в Одессе только в 2012 году, после капитальной реконструкции театрального здания. За 9 лет мы сформировали полноценный вечерний репертуар, который продолжает пополняться новыми названиями. Это инсценировки классики и лучшие образцы современной драматургии. Ярким событием стал наш «Необычайный концерт» (от известного спектакля Образцова мы взяли только идею, все остальное в этой постановке оригинально). Спектакль Михаила Яремчука «Коняги» по мотивам пьесы Р. Московой — пример настоящего интеллектуального метафорического театра. «Оскар и Розовая дама» Э. — Э. Шмитта в постановке Михаила Урицкого — пронзительная история о ценности каждого мгновения человеческой жизни.   Спектакль-перформанс Александра Горенштейна «Бумага»: за час с небольшим на сцене разыгрывается вся история цивилизации: от сотворения мира до наших дней. Формат театра кукол позволяет зрителям увидеть на сцене то, что невозможно в других театрах. Фантастическое партнерство кукол и артистов живого плана — как, например, в наших «Бабах Бабеля» или «Олесе» — такого на других сценах не увидишь.

— Спектакль «Бабы Бабеля» Евгения Корняга был среди номинантов на премию «GRA». По вашему мнению, в чем феномен этой постановки белорусского режиссера?

— Евгений Корняг — очень талантливый, неординарно мыслящий и творческий человек, имя которого сегодня известно далеко за пределами его родной Беларуси. Мы гордимся тем, что именно наш театр открыл этого режиссера для театральной Украины. Обе постановки Евгения — «Интервью с ведьмами» и «Бабы Бабеля» стали не только одесскими, но и всеукраинскими театральными событиями: первый спектакль взял Гран-при на Международном фестивале «PUPPET», второй вышел в финал фестиваля «GRA», был отмечен Всемирным Клубом Одесситов в номинации «Событие года». «Бабы Бабеля» — уникальный спектакль: такого нестандартного, смелого и даже шокирующего прочтения Бабеля на одесских сценах не было никогда! У этого спектакля есть горячие сторонники и непримиримые противники, но первых значительно больше. Доказательством тому — аншлаги в нашем зале и длинный список фестивальных наград.

В этом году на нашей сцене появится третий спектакль Евгения — фантазия на тему «Мертвых душ» Гоголя. Обсуждаются еще несколько названий для новых постановок....

— В свое время вы рискнули и доверили молодому режиссеру Ивану Урывскому поставить «Олесю» Куприна с куклами и актерами. Результат получился интересный. Что лично вы думаете об этом режиссере, имя которого сегодня у многих на устах в театральном мире?

— Сегодня у Ивана Урывского уже весьма обширный список разных спектаклей, но наша  «Олеся. Мистификация» стоит в нем особняком. Это спектакль, в котором сошлось все — и тема, и режиссерский почерк, и актерское исполнение. Безусловно, это одна из лучших работ Ивана на сегодняшний день, спектакль, в котором все получилось понастоящему, с большой буквы. Мы были первыми, кто разглядел в начинающем режиссере Одесского Украинского театра огромный творческий потенциал, мы первыми пригласили его на постановку — и не прогадали. Иван Урывский — это совершенно особенное явление, он творец, создающий на сцене собственные миры, в которые хочется погружаться снова и снова. Таков и мир «Олеси» — не случайно на этот спектакль зрители приходят по нескольку раз. «Олеся» стала подлинным украшением нашего вечернего репертуара. Ныне Урывский востребован лучшими киевскими театрами, его имя гремит в Украине и за ее пределами. У него яркое настоящее и большое будущее. Мы желаем ему успехов во всех начинаниях — и всегда будем рады  новому сотрудничеству.   

 — Откройте  секрет, какие творческие замыслы имеет ваш театр на 2021?

— Планов на сегодняшний день очень много, тем более, что многое запланированное 2020-й год не удалось осуществить из-за пандемии. У нас в разработке несколько крупных проектов — «Детская филармония», «Кукольный цирк», «Шиворот-навыворот» (проект, раскрывающий изнанку театра кукол и секреты кукловождения). Мы планируем открыть при театре детскую театральную студию, в которой дети будут обучаться основам кукловождения и мастерству создания театральных кукол. Подписан договор на совместную постановку с Одесским национальным академическим театром оперы и балета: это будет опера Моцарта «Волшебная флейта» с участием оперных солистов и кукол. Совместно с Одесским художественным музеем мы готовим проект «Григорий Сковорода», посвященный великому украинскому философу. Для детской аудитории в ближайшие месяцы  хотим выпустить спектакли «Русалочка», «Малыш и Карлсон», «Івасик-Телесик» и «Мойдодыр», а для взрослых — уже упомянутые ранее постановки «Dawn-way.Дорога рассвета» по пьесе О. Богаева — над спектаклем работает режисер Элистин Михайлов, «Смотри, прежде чем прыгать» по пьесе Г. Брауна — этот спектакль ставит Владислав Кутуев, гоголевские «Мертвые души» ( режиссер Евгений Корняг). А также в самих ближайших планах — «Горка» по пьесе А. Житковского — этот спектакль будет ставить известный литовский режиссер Линас Зайкаускас. 

«ИСКУССТВО ЖИВОГО ТЕАТРА БУДЕТ ВОСТРЕБОВАНО ВСЕГДА»

— Вы приглашаете много режиссеров из других стран. Но как это выдерживает театр, ведь у каждого мастера серьезные гонорары?

— Только благодаря помощи меценатов. По счастью, у нашего театра есть друзья, которые время от времени оказывают нам бескорыстную финансовую поддержку. Это люди успешные и скромные — они просят не называть их имен, они поступают так исключительно из любви к искусству — и мы им очень благодарны за это.

— Несколько лет назад в Украине бурно обсуждали тему Закона о меценатстве. Затем все стихло... Ко времени еще такая тема? И какие положения, на ваш взгляд, важны в проекте такого закона?

— Это сложный вопрос. Всем известно, куда выложена дорога благими намерениями... Принятие такого закона может иметь неожиданные последствия: ведь им могут воспользоваться люди, далекие от искусства и нечистые на руку. Конечно, Закон о меценатстве нужен — но он должен быть разработан особенно тщательно, лучшими специалистами, разбирающимися в финансовых вопросах и понимающими при этом специфику театрального дела. С этим вопросом нельзя торопиться. А те, кто искренне хочет помочь театру, всегда найдут способ сделать это.  

— Расскажите подробнее о проекте «Григорий Сковорода»?

— Украиноязычные спектакли одесситы воспринимают прекрасно. В нашем репертуаре сегодня с одинаковым успехом идут спектакли и на русаком, и на украинском языках — к примеру, та же «Олеся» Ивана Урывского. Интерес к украинской истории и культуре растет с каждым днем. Философ Григорий Сковорода — истинно романтический персонаж нашей истории, факты его биографии и тексты его сочинений — это прекрасная база для создания яркого зрелища. Сейчас идет активная работа над сценарием, ведем переговоры с режиссером. Визуальную основу проекта обеспечит выдающийся художник современности, руководитель Одесского Художественного музея Александр Ройдбурд, чье имя для истинных ценителей искусства — само по себе гарантия качества. К этому проекту мы относимся с особым трепетом...

—  Считаете ли Одессу театральным городом? Какие тенденции этого радуют, а какие тревожат?

— Одесса — город с богатейшей театральной историей, с замечательными традициями, с выдающимися персонами прошлого и настоящего. Конечно, одесситы бывают разные: есть те, кто не пропускает ни одной премьеры, есть и те, кто вообще ни разу в жизни не был в театре! И сейчас время по-настоящему сложное: увы, для многих семей посещение театра — это, прежде всего, финансовая проблема — денег на театр хватает далеко не у всех. А сейчас ситуацию усугубила пандемия коронавируса — желание лишний раз посещать людные места у многих отпала. Так что говорить о расцвете театрального дела в Одессе сейчас было бы наивно.  Но мы верим в лучшее, т.к.  за ночью всегда приходит рассвет, а  любая черная полоса рано или поздно сменяется белой, искусство живого театра будет востребовано всегда! 

— Можно ли ныне  говорить о «братстве кукольников» в Украине, несмотря на большое количество театров и мастеров этого направления?

— Безусловно, можно. Братство кукольников в Украине существует и активно развивается. В начале нашего разговора я уже приводил примеры постоянного взаимодействия Одесского театра кукол с украинскими мастерами-кукольниками из других городов. Активно действует организация «УНИМА-Украина», большое содействие в интеграции театров из разных городов сегодня оказывает Национальный Союз театральных деятелей Украины. Проводятся фестивали, смотры-конкурсы, семинары. Украинские театральные учебные заведения готовят достойную смену мастеров-кукольников — и мы всегда готовы предоставлять выпускникам, художникам и режиссерам наш театр как базу для дипломных работ. Мы ищем молодые таланты. Поводы для оптимизма есть. Мы верим в лучшее. И приглашаем всех в Одессу — и в качестве зрителей, и в качестве соратников для новых свершений. Украинский театр кукол живет — и будет жить еще лучше! Мы в это твердо верим.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День». Фото представлено театром
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ