Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Маэстро Микитка

Донбасский край отмечает юбилей известного дирижера и педагога
7 апреля, 2009 - 18:40
ТАРАС МИКИТКО (НА ФОТО СЛЕВА) В ГОСТЯХ У НИКОЛАЯ КОЛЕССЫ

На днях народному артисту Украины, профессору Донецкой государственной музыкальной академии им. С. Прокофьева Тарасу Остаповичу Микитке исполнилось 70 лет. В концертном зале филармонии состоялся юбилейный вечер, где прозвучали произведения Чайковского, Барвинского, Скорика, Моцарта, а за дирижерским пультом стоял маэстро Микитка.

Своим творчеством, разнообразным талантом Тарас Остапович вписал много ярких страниц в историю Донецкого академического театра оперы и балета, в театрально-музыкальное наследие Украины.

Моя первая встреча с Тарасом Микиткой произошла осенью 1983 года, когда мы в составе делегации Донбасса ездили в Киев на VШ съезд СТД Украины. Запомнилось его страстное выступление, которое прозвучало с трибуны съезда. Но особенно поразило тогда его внешнее сходство с другим Тарасом — Тарасом Шевченко. Высокий чистый лоб, выразительные умные глаза, которые как будто живут своей жизнью, словно говоря вам из-под густых бровей — то серьезно, проницательно, то печально, то наполняясь пламенем вдохновения или же вспыхивая молниями гнева... Лицо Тараса Остаповича редко можно увидеть улыбающимся, но когда уже на нем появляется улыбка, которая зарождается в уголках глаз и прячется где-то под усами, его взгляд становится кротким и приветливым. А еще — он тактичный и остроумный собеседник, обладает чувством юмора и редким даром — умением внимательно слушать, проникая в самое естество проблемы.

ПОИСКИ НОВЫХ ФОРМ ТВОРЧЕСТВА

... Начало 90-х годов XX века — шел третий год капитального ремонта помещения Донецкого театра оперы и балета. Практика оперных театров показала, что в подобных условиях коллективы деградируют, и нужны десятилетия, чтобы коллектив опять поднялся хотя бы до предыдущего уровня творчества. Какая же чудодейственная сила помогла Донецкой опере выжить и подняться на высшую ступень мастерства? Это произошло потому, что руководили тогда две яркие талантливые личности: главный дирижер — художественный руководитель театра — Тарас Микитка и директор — Валерий Стасевич. Мудрость и дальновидность в сочетании с высоким мастерством сделали, кажется, невозможное. Тогда я работала руководителем литературной части театра. Сосуществуя рядом со строителями в помещении, где проводился капитальный ремонт, коллектив театра жил единым желанием — плодотворно работать, чтобы достойно пережить это время. Шли постоянные поиски новых форм творчества.

Сейчас мы привыкли к тому, что симфонические оркестры оперных театров выступают на сцене с концертами. И тогда я не раз сама была ведущей подобных выступлений, поэтому и воспринимала их как должное. Но разговор во время фестиваля «На родине Сергея Прокофьева» с выдающимся пианистом современности Николаем Петровым заставил взглянуть на это явление с другой стороны. В беседе о творческом состоянии оркестра Донецкого театра, с которым пианист только что выступил, Николай Арнольдович заметил, что есть только три-четыре театральных симфонических оркестра, которые ведут подобную концертную деятельность: Ла Скала, Мариинского и Большого театров, Венской оперы. А еще он прибавил: «Знаете, как это сложно, ведь специфика игры симфонического оркестра театра — это совсем другое...»

В Донецком театре эту сложную задачу Микитка начал претворять в жизнь еще с 80-х годов, успешно выступив с концертной программой в Магдебурге. А в 90-е — выступления в Днепропетровске на праздновании 500-летия запорожского казачества, в Донецке — вечера памяти Моцарта, Мусоргского, Чайковского, Верди. И каждый концерт становился творческим событием!

... Первые гастроли Донецкой оперной труппы в Италии в 1993 году. Готовясь к поездке, работали ежедневно по 10 и более часов. Спектакли, репетиции, обновления репертуара, а параллельно — подготовка к гастролям, изучение итальянского языка... Менялись по расписанию в репетиционном зале оркестр, хор, солисты, а за дирижерским пультом неизменно оставался маэстро Микитка. Чего ему это стоило — знает только он сам... Но ни одна из запланированных репетиций не была сорвана! Потому что в сердце главного дирижера жила любовь к родному коллективу, которому он посвятил 25 лет жизни и с которым были связаны лучшие творческие достижения маэстро. Не будь этой любви и чувства ответственности, Тарас Остапович мог бы, скажем, в начале 90-х годов возглавить не один ведущий оперный коллектив стран СНГ, куда его ежегодно приглашали на гастроли как дирижера, и постоянно — звали на работу... Но у каждого из нас есть дело всей жизни. Для Микитки главным делом жизни стало служение искусству в коллективе Донецкого театра оперы и балета...

ЛЬВОВ — КИЕВ — ДОНЕЦК

У Тараса Микитки в городе Стрый Львовской области, где он родился и вырос, жила старая мамочка. И достаточно было увидеть нежные взгляды, которыми обменивались мать и сын, предупредительное внимание Тараса Остаповича к Анне Николаевне, чтобы понять, что их соединяет полное взаимопонимание и самые теплые чувства. А любовь к музыке пришла к нашему герою еще в детстве. Как-то, играя на чердаке своего дома, он нашел там две скрипки — одну без струн, а другую почти новую. И начал мальчик подбирать мелодии. Эти скрипки принадлежали его двоюродному брату, семья которого выехала за границу. А инструменты остались. Кстати, ту из них, которая качественно сохранилась, в свое время брату подарил отец Тараса. Так Остап Иосифович, которого тогда уже не было в живых, скорректировал жизнь сына. И повела маленького Тараса по жизни папина скрипочка.

По окончании музыкальной школы Тарас поступил во Львовское музыкально-педагогическое училище имени Филарета Колессы. В училище его учили не только игре на различных инструментах — скрипке, фортепьяно, баяне, но и дирижированию, пению. Юноша с таким успехом сдал государственный экзамен по вокалу, что ему предложили поступать в консерваторию на вокальный факультет. Но в то время Тарас Микитка уже выбрал свой путь в искусстве — дирижирование. Профессор и ректор Львовской консерватории Николай Филаретович Колесса подарил музыкальному миру плеяду известных дирижеров, среди которых и наш юбиляр — Тарас Остапович Микитка.

Творческую трудовую деятельность Тарас Микитка начал еще в годы учебы во Львовской консерватории как педагог по дирижированию, и первые годы работы во Львовском театре оперы и балета он также сочетал с работой в оперной студии консерватории, куда был приглашен как дирижер и хормейстер. Там же были осуществлены и его первые оперные постановки. Большое значение в творческом становлении дирижера имели три года стажировки в Киевском государственном академическом театре оперы и балета им. Т. Шевченко под руководством народного артиста СССР С. Турчака. Как ассистент главного дирижера театра, Микитка принимал участие в постановках оперных спектаклей, работал с оркестром, начинающими вокалистами и извест-ными певцами.

С 1971 года Тарас Микитка продолжил творчество в коллективе Донецкого театра оперы и балета, куда был приглашен на должность дирижера, а в 1976 году возглавил театр как главный дирижер. За свою творческую деятельность Микитка осуществил постановку более 40 оперных и балетных спектаклей как дирижер-постановщик, а в середине 90-х годов он также становится режиссером-постановщиком опер «Чио-Чио-Сан» и «Богема», которые с успехом восприняли зрители Донбасса, Италии, Испании, Португалии. В многочисленных отзывах на постановки Микитки отмечались такие черты маэстро, как высокий профессионализм, высокое мастерство, наличие индивидуальной яркой манеры, глубокое проникновение и раскрытие особенностей партитуры каждого музыкального произведения.

Тарас Остапович искал свои пути в искусстве. Не случайно Донецкий оперный театр 70—80-х годов с уважением называли творческой лабораторией. Именно в постановке Микитки впервые на донецкой сцене прозвучали «Фаворитка» Доницетти, «Андре Шенье» Джордано, «Орфей и Эвридика» Глюка, «Девушка с Запада» Пуччини, «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Непреданная любовь» Колодуба и другие. Кстати, произведения многих современных украинских композиторов, среди которых — Губаренко, Руданский, Колодуб, впервые увидели свет рампы именно на донецкой сцене...

Хранятся фондовые записи на телевидении и радио, сделанные по спектаклям и концертным программам Тараса Микитки. Они вошли в «золотую сокровищницу» истории музыкального искусства Донбасса и Украины. С 1989 года он начинает педагогическую деятельность в Донецкой консерватории, а с 1996 года переходит туда на постоянную работу. Сегодня профессор Т. Микитка ведет в Донецкой музыкальной академии им. С. Прокофьева оперный класс, симфонический оркестр и готовит новое поколение дирижеров. Среди его учеников — лауреаты международных и межрегиональных конкурсов, которые представляют донецкую школу вокала за границей. Он со своими студентами поставил и с успехом показал на сцене театра оперы: «Евгений Онегин» Чайковского, «Бал-маскарад» Верди, «Волшебная флейта» и «Дон Жуан» Моцарта, «Богема» Пуччини, «Запорожец за Дунаем» Римского-Корсакова.

Как считает Тарас Микитка, искусство должно содействовать духовному развитию нашего государства. Воспитывать любовь к родной песне, родному языку, пробуждать у молодежи сознательность, чувство патриотизма и национального достоинства. И он проводит активную работу по пропаганде украинской музыкальной культуры. Традиционными в этой программе стали вечера памяти Тараса Шевченко. В них Микитка очаровывает слушателей глубиной философской мысли, тонким пониманием жизненных коллизий и творчества Шевченко, ярким, убедительным и содержательным исполнением поэтических произведений Великого Кобзаря..

Людмила ШЕВЧЕНКО, театровед, член Национальных союзов — театральных деятелей и журналистов Украины, г. Донецк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ