Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Маэстро Николай Сукач — основатель «Сиверских музыкальных вечеров»: Чернигов — город меломанов, который живет аристократической жизнью

1 апреля, 2009 - 20:08

Десять лет назад этот известный дирижер организовал в Чернигове симфонический оркестр «Филармония», который сегодня хорошо знают почитатели в Украине и за ее пределами. Год спустя Николай Сукач положил начало фестивалю, ныне известному под названием «Сиверские музыкальные вечера». В нынешнем году в Чернигове вместе с местным оркестром выступили исполнители из Германии, России, Великобритании, а за дирижерский пульт стал южнокорейский маэстро Йонг Чела Ли. С художественным руководителем оркестра «Филармония» Николаем Сукачем мы встретились в последний день фестиваля (заключительный концерт почти полностью состоял из произведений Сергея Рахманинова, творчество которого Сукач знает в совершенстве). На прошлой неделе с большим успехом у публики прошли фестивальные концерты, которые доказывают, что в Чернигове есть много меломанов.

— Как вам удалось провести «Сиверские музыкальные вечера-2009», ведь нынче на культуру не хватает денег в городах, которые значительно богаче Чернигова?

— Центральным событием этого фестиваля стал концерт, посвященный памяти знаменитого виолончелиста и дирижера Мстислава Растроповича. Житель Вены Александр Витте, праправнук премьер-министра бывшей Российской империи и хороший знакомый покойного маэстро, ныне занимает должность заместителя председателя правления одного австрийского банка, и именно это финансовое учреждение предоставило нам средства на проведение фестиваля. Гонорары небольшие, но для нас очень важно, что они есть. Меня радует то, что на фестиваль в Чернигов собираются первоклассные исполнители со всего мира. Поверьте, что сейчас тяжело собрать в провинциальном украинском городе музыкантов, чьи графики расписаны на несколько месяцев вперед.

Например, Александр Князев из России, который стабильно входит в пятерку лучших виолончелистов мира, перед приездом в Чернигов выступал в Брюсселе, а сразу после нашего концерта отправился на гастроли в Софию. Кстати, именно с этим музыкантом мы решили сыграть концерт памяти М. Растроповича. 15 лет назад Александр попал в автокатастрофу в южноафриканской республике. Он сломал три позвонка, раздробил локоть на одной руке и плечо на другой. Тогда погибла его жена. И когда Князев лежал в больнице, ему позвонил по телефону из Нью-Йорка Растропович, чтобы поддержать коллегу в беде. Маэстро звонил по телефону Александру ежедневно (!) в течение двух недель из разных городов, где был с концертами. А через три недели случилось невероятное — Князев уже играл на виолончели. Инструмент, поврежденный в том страшном происшествии, также помог восстановить Мстислав Растропович.

Мы сначала планировали сыграть концерт памяти выдающегося российского виолончелиста в день его рождения, 26 марта, но не удалось... Отдельного директора или продюсера на нашем фестиваль нет. Все выдающиеся музыканты, которые к нам приезжают — это все сугубо личные договоренности. Хотя много делают и директор Черниговского филармонического центра Юрий Кравчук, и директор оркестра «Филармония». Ведь нужно деньги на гонорары найти, обеспечить гостям проезд, питание, гостиницу. Но договоренности с музыкантами — это только благодаря моим хорошим отношениям с ними.

— Ваш оркестр играет сложную музыку — и каждый раз концерты проходят в полном зале. Откуда в Чернигове столько почитателей классической музыки?

— Программа этого фестиваля на удивление сбалансирована и она хитовая, как говорят сегодня. Каждый вечер у нас был полный зал публики. Все билеты идут через кассу, никаких распространителей. Мы за десять лет воспитали на удивление благодарную, теплую и умную аудиторию. У нас на концертах атмосфера чрезвычайно доверительная. Фестивальные программы я веду сам. Да, есть музыковеды, но их язык по большей части научный, специфический, а люди приходят, чтобы получить информацию в доступной для них форме. И благодаря непосредственному общению наши концерты стали похожи на клубные вечера. Публика подходит ко мне в антракте, после концерта. Знаете, даже на улице ко мне могут подойти и спросить, например, где ту или иную запись можно достать, и постепенно Чернигов становится городом меломанов.

— Как поддерживаете высокую профессиональную планку оркестрантов «Филармонии»?

— Десять лет назад была ситуация соблазна... Мне предложили возглавить оркестр в столичном городе, а это совсем другие горизонты и зарубежные гастроли... Я подумал и все-таки решил, что буду жить в Чернигове, потому что считаю, что лучше создать новый оркестр с ноля, нежели прийти на готовое. Дело в том, что я не могу жить ни в одном другом городе, кроме Чернигова. Я родился здесь, в центре, неподалеку от Вала. Я начал работать в Черниговской филармонии с 15 лет. Когда возвращаюсь домой, то при въезде в город у меня каждый раз безумно колотится сердце. По-видимому, это запрограммировано на генетическом уровне. Мой самый любимый город после Чернигова — Амстердам, я там был 34 раза. Но проходит неделя-две — и понимаю, что нужно возвращаться. Длительное время у меня были проблемы со здоровьем, я должен был себя как-то вытаскивать. Знаете, прошло много времени, пока я стал востребованным. По моему убеждению, дирижер — это профессия второй половины жизни, когда приходит опыт, профессиональная мудрость, мудрость чувств. Человек уже реализовался, и для него материальные ценности отходят на задний план, а духовные выходят вперед...

Наш оркестр возник скорее вопреки обстоятельствам, нежели благодаря им. Когда коллектив только создавался, я привлек своих учеников, молодых музыкантов, которые еще не имели груза профессиональных проблем, они обошли немало сугубо профессиональных рифов. И с самого начала привлекал к совместным выступлениям лучших музыкантов Украины. Нам очень помог киевлянин Николай Сук. Он теперь живет в США, а раньше постоянно с нами играл, теперь приезжает, раз в год или два. Оркестр «Филармония» рос, работая с лучшими исполнителями мира. Сейчас уже процентов восемьдесят наших музыкантов имеют консерваторское образование. Хотя не это главное. Потому что оркестровый музыкант — отдельная профессия. Хорошие оркестры сыгрываются десятилетиями. Проходит много времени до того, когда можно сказать, что коллектив состоялся. Сейчас у нас есть проблемы. Главная забота сегодня — это рояль. Музыканты с мировым именем, такие, как Николай Луганский, Вадим Руденко привыкли к наилучшим условиям, а приезжают в Чернигов и играют на «Эстонии», и это просто мука какая-то... Надеюсь, что в ближайшее время проблема с концертным роялем должна разрешиться, во всяком случае чиновники говорили о своем желании нам помочь, несмотря на кризис. В этом году оркестру «Филармония» исполняется 10 лет, и лучшего подарка для нас не может быть.

— Какими достижениями может похвалиться оркестр и вы лично?

— Их немало. Особенно хочется сказать об открытии творчества неизвестного ранее украинского композитора Сергея Борткевича, который родился в Харькове в XIX в., а умер в 1952 г. в Вене. Я написал книгу о нем, которая называется «Сергей Борткевич — партитура жизни» и посвятил ее десятилетию оркестра. Разыскал произведения композитора, и мы с оркестром исполняем их на концертах. Следует сказать, что знакомство с творчеством Борткевича произошло случайно. Как-то Николай Сук, с которым мы много играли, рассказал о маэстро и предложил сыграть его фортепианный концерт. Я согласился. Николай прислал партитуру, мы переписали ноты, сыграли с оркестром, и я почувствовав, что эта музыка не отпускает меня, начал собственный поиск. Подумал, что не мог Борткевич написать только одно произведение. И оказалось, что наследие этого композитора очень богатое и его произведения — прекрасны. Эта работа принесла мне большое удовлетворение, я горжусь, что именно оркестр «Филармония» познакомил современную публику с музыкой прекрасного харьковчанина — Сергея Борткевича.

Андрей ДЕРКАЧ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ