Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Магия украинской писанки

2 ноября, 1999 - 00:00

«Украинская писанка: традиции и современность» — под таким названием проходила в октябре выставка писанок в киевском Доме учителя, организованная Музеем народной архитектуры и быта Украины. Этнограф музея Евгения Гаевая и киевские писанкарки — Татьяна Влененко и Любовь Ктиторова — представили стилизованную экспозицию писанок из ряда регионов Украины, созданных на основе образцов частных коллекций и музеев.

Украинская писанка связана как с христианскими, так и с древнеславянскими верованиями и обычаями нашего народа. Древние знаки-символы на яйцах встречаются еще в Трипольской культуре и Киевской Руси. Символика писанок изначально выражала не конкретные явления, а мировоззренческие идеи и мифо- поэтическое осмысление мира. В художественно-мифологической форме нашими предками были открыты идеи целостности мироздания, троичной и противоречивой структуры природных стихий и человека. За кругами, крестиками, треугольниками, спиралями... как символами солнца-огня, воды-праматери, мирового дерева скрываются формулы сотворения мира из воды-хаоса, пронизанного мировым деревом, формулы возрождения жизни, граней жизни и смерти. А стилизованные изображения растений и животных, например, вишни и калины, коня и рыбы — это магические символы прихода весны, девичьей красоты, привораживания любви, долгой жизни и богатства. Позднее языческая символика связывается с христианским мировоззрением: солнце — с воскресением Христа; космическая троица (небо, земля и человек) — с христианской — Бог отец, сын и Святой дух... Писанка — это магическая вещь, с которой встречают весеннее возрождение природы и жизни человека и которая также защищает от грома, молнии, злых сил и несчастий. Яйца расписываются на весенние праздники, ими обмениваются и хранят в доме как обереги.

Поэтому писанки, даже мастерски сделанные, но без традиционной символики и орнаментов, утрачивают свой духовно-культурный смысл. Они превращаются в декоративную поделку. Чистота древней символики более всего сохранилась в писанках Киевщины, Полтавщины и Херсонщины. И не случайно эти писанки выполнены в строго традиционной манере. Они отличаются от современного письма как более свободного в декоративном строе знаков и орнаментов, что демонстрируется авторскими работами. Наряду с фольклорно-поэтическими и христианскими мотивами народные мастера всегда вдохновлялись красотой родной природы. В чистом цвете писанок по-своему живописно воплощается образ Украины: здесь и яркие краски Закарпатья, и сочная зелень Полесья, зной степей и дыхание моря Херсонщины...

Однако, этот пласт национальной культуры почти неизвестен современному городу. Писанкарство долгое время по идеологическим причинам локализовывалось в деревенской глубинке. Мнение об абсолютной архаичности орнаментов писанки, их чистой декоративности явно несправедливо. Конечно, осмысление орнаментальной росписи меняется, но это — изменение координат культурных смыслов, когда сохраняется жизненность духовного опыта народа. Опыт нашей истории, неопределенность жизненных ориентиров, в том числе и в политике, доказывают, как недостает нам прочных основ народной культуры, ее нравственной силы. Здесь просто необходимы реальные прорывы в возрождении украинской культуры. Речь идет и о возврате писанки в культурное поле общества. В Киеве, например, существуют несколько кружков писанкарства, частная школа, но этого явно недостаточно. Т. Влененко и Л. Ктиторова считают, что надо организовывать кружки в школах, включать писанку в программы народоведения. И уже есть такой опыт работы. Но, к сожалению, например, в прошлом году, начатую на телевидении программу по писанкарству «Тысяча уроков» сняли. На Подоле студии-мастерской «Соняшник» отказывают в помещении. Недомыслие поразительное...

Григорий ШАРОЙКИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ