Знаменитый художник-авангардист Казимир Малевич родился в Киеве в 1878 году. До 17 лет вместе с родителями жил в селах и городках Подолья, Харьковщины и Черниговщины. В 1927 году снова вернулся в Киев из России, преподавал в Киевском художественном институте. Малевич знал и любил украинский язык, украинское народное искусство, песни. В его творчестве присутствовала тема Голодомора. Как и многие другие деятели украинской культуры, Малевич стал жертвой сталинизма. В конце концов он сам неоднократно называл себя украинцем. Однако, невзирая на все это, для мира Казимир Малевич — художник российский. Пока...
На днях в столице в рамках «Дней Малевича» состоялся круглый стол «Малевич: украинское измерение и глобальный взгляд». Эксперты, художники, научные работники старались не только выяснить, почему украинская идентичность Малевича была забыта, но и найти пути его возвращения в родной контекст. А главное — определить предпосылки нашей общей стратегии относительно тех пластов украинской культуры, которые были присвоены имперскими идеологами.
Один из первоочередных шагов, который поддержали все участники мероприятия, — дать имя Казимира Малевича аэропорту «Борисполь». В частности, решительно «за» высказался сопредседатель комиссии по вопросам наименований, заместитель председателя КГГА Алексей Резников. Напомним, что, согласно сообщению министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна, вскоре в интернете должно начаться открытое голосование по этому поводу.
В РАМКАХ «ДНЕЙ МАЛЕВИЧА» В СТОЛИЧНОМ «МИСТЕЦЬКОМУ АРСЕНАЛІ» ПРЕДСТАВИЛИ АРТ-ПРОЕКТ «МАЛЕВИЧ+». ВЫСТАВКА ПРОДЛИТСЯ ДО 7 АВГУСТА / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
Модерировал мероприятие декан Киево-Могилянской Бизнес-школы Александр Саврук. В помещении учебного заведения и состоялось обсуждение.
ДМИТРИЙ ГОРБАЧЕВ: «УКРАИНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ — ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ САМОГО ХУДОЖНИКА»
Искусствовед Дмитрий Горбачев вспоминает выставку, посвященную украинскому авангарду, которая состоялась в Германии в 1993 году и среди организаторов которой были также россияне. «Пренебрежение к украинской культуре проступало даже там, — рассказывает эксперт. — Они настояли, чтобы выставка называлась «Авангард и Украина», ведь понятие украинский авангард вызывало у них утробный смех — мол, авангард не может быть украинским. Правда, немецкие журналисты на это не обратили внимания и написали именно об «украинском авангарде». В следующем году немцы выпустили фундаментальный справочник «Художники ХХ века». Смотрю, статья о Малевиче — там написано «украинский живописец и скульптор, выдающийся деятель русской культуры», соответственно, Пикассо — «испанский художник, деятель французской культуры». Кажется, такой подход должен был удовлетворить всех, но россияне — специфический народ. Когда мы напечатали книгу «Малевич и Украина» (Киев, 2006), моя знакомая, российский искусствовед, удивлялась: «Украинскость Малевича ограничивается фразой «родился в Киеве» — как вы могли растянуть ее на 492 страницы?» Кстати, сам Малевич в анкетах подписывался именно как украинец. Его родная сестра рассказывала мне, что спорила с ним из-за этого, ведь сама она считала себя полькой. Отец Малевича и в самом деле был поляком, но его мать — ополяченная этническая украинка Галиновская. Из родословной Малевичей, которую нашел искусствовед Сергей Папета, удалось узнать, что Малевичи с XVII века были волынскими шляхтичами, а среди предков художника были католические, греко-католические и православные священники — типичная ситуация для Украины».
По словам Дмитрия Горбачева, признание собственной украинской идентичности было принципиальной позицией Малевича, а до 17 лет он даже не знал русского языка. «Потом, когда художник стал русскоязычным, он все же продолжал «приперчивать» свои слова украинскими высказываниями, присказками, — рассказывает эксперт. — Даже российские искусствоведы признают это, правда, трактуя это... как белорусский акцент».
В то же время, как отмечает Дмитрий Горбачев, по крайней мере с одним тезисом соглашаются, кажется, все: Малевич это — самый известный в мире киевлянин.
ОЛЬГА ЖУК: «МАЛЕВИЧ — ИЗ ТЕХ ЛИЧНОСТЕЙ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ СОЗДАВАТЬ ОБРАЗ УКРАИНЫ В МИРЕ»
По мнению руководителя направления культурной дипломатии МИД Ольги Жук, Казимир Малевич — из тех личностей, которые должны создавать образ Украины в мире. «Процесс встраивания в мировой контекст истории искусства — очень важен. Если имя Малевича начинает ассоциироваться с Украиной на академическом уровне, это имеет и институционные последствия. Речь идет, например, о взаимоотношениях между музеями. В то же время, когда за рубежом будет происходить очередная выставка авангардистов, вместо привычной подписи «русский художник» там будет представлен украинский контекст. В этом и заключается работа культурной дипломатии. В мире существует достаточно большой опыт промоции странами своих имен. «Канонической» в этом плане является программа Государственного департамента США Art in Embassies (англ. «искусство в посольствах»). У Украины также есть возможность показывать искусство в посольствах, но не хватает компетенции. Наша задача как культурных дипломатов заключается в том, чтобы создать связь между экспертными сообществами, художественными институтами и зарубежными дипломатическими учреждениями».
Ольга Жук также акцентировала внимание на основанном культурной лабораторией Educatorium проекте «Вышивка авангарда», который делает акцент на связях творчества Малевича с декоративным народным искусством и хорошо вписывается в современный тренд культурных индустрий и дизайна. В его основе — эскизы к вышивкам, созданные Малевичем и группой авангардистов в селе Вербивка в начале XX века. Современные украинские мастера пошили работы по этим эскизам. Осенью проект должен быть представлен в украинском посольстве в Амстердаме.
ОЛЕСЯ ДРАШКАБА: «ПЕРВЫЕ РЕПРЕССИИ 30-х БЫЛИ НАПРАВЛЕНЫ ПРОТИВ ИСКУССТВОВЕДОВ»
Художница и креативный директор агентства Publicis Visage Олеся Драшкаба отметила тот факт, что первые чистки в 30-х годах в Украине были направлены именно против искусствоведов. «Эта масштабная программа против Украины была основана еще в СССР, — рассказывает художница. — Она привела к тому, что сегодня мы можем встретить украинских искусствоведов, которые утверждают, что Малевич — это российский авангардист. Мы должны рассказывать об украинских авангардистах за рубежом, но прежде всего должны способствовать осмыслению этого культурного пласта внутри самого украинского общества. 100 лет назад Украина была абсолютно европейской страной в культурном плане. Здесь развивалась мощная урбанистическая культура, которая в то же время сохраняла связи с народным искусством. Но потом состоялась культурная аннексия, которая длится и по сей день. Недавно в Вене в музее «Альбертина» завершилась огромная выставка «Российский авангард: от Шагала до Малевича» — и о том, что «родился в Киеве», там даже не шла речь. Пока мы не осознаем факт этой культурной агрессии, она будет продолжаться».
НИКОЛАЙ МАЦЕНКО: «ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ» ПРОДОЛЖАЕТ ПРОВОЦИРОВАТЬ И СЕГОДНЯ»
Художник Николай Маценко начал кампанию с промоции Малевича в Украине еще 10 лет тому назад. Назвал ее «В каждый дом — по квадрату!» Он «штампует» «черные квадраты» и продает их по символической цене в местах, где «ближе к народу» — от продуктового рынка в райцентре до «Мистецького Арсеналу».
«Существует всего две картины, которые знает весь мир, — это «Джоконда» да Винчи и «Черный квадрат» Малевича, — считает Николай Маценко. — Убедился в этом, в частности, в процессе общения с людьми во время моей акции. «Черный квадрат» продолжает провоцировать, вызывать дискуссии уже на протяжении 100 лет. Относительно национальной идентификации Малевича, точнее всего, на мой взгляд, ее сформулировал мой товарищ и соавтор, художник Олег Тистол: «Казимир Малевич — это этнический поляк, которого Украина родила, а Россия убила».
ЕЛЕНА ОРАНСКАЯ: «РОССИЯ ВКЛАДЫВАЕТ В ПИАР СВОЕГО ИСКУССТВА БЕЗУМНЫЕ ДЕНЬГИ»
По словам директора голландского фонда Art-east+Art-west Елены Оранской, которая приобщилась к разговору по скайпу, в Европе и особенно в Голландии авангард является важной страницей искусствоведения. «Каждый год проходят большие выставки, на которые приходит немало посетителей, — рассказывает эксперт. — Правда, украинский авангард в основном трактуется здесь как российский. В одном из ведущих амстердамских музеев состоялась большая выставка, посвященная Малевичу, однако киевский период художника даже не был представлен. У голландских музеев — очень тесные связи с Россией. Россия вкладывает в пиар своего искусства безумные деньги. Все искусствоведы, которые занимаются авангардом, обязательно проходят стажировки в Москве или Санкт-Петербурге. Соответственно, для украинского авангарда ситуация здесь достаточно сложная, но понемногу она меняется — это понятие начинают иногда использовать даже те специалисты, которые сотрудничают с россиянами. Появляются статьи об украинском авангарде».
ЮРИЙ МАКАРОВ: «УКРАИНА — ПОСТОЯННЫЙ «РЕЗЕРВУАР» АВАНГАРДНОСТИ»
Журналист и документалист Юрий Макаров предлагает трактовать всю Украину как «постоянный резервуар авангардности», а в подтверждение этого тезиса приводит пример не только Казимира Малевича, но и... Тараса Шевченко. «Когда исследовал культурного героя, которого стихийно выбрали для себя украинцы, у меня возникло предположение, что в действительности он не является носителем той консервативной, условно народнической (а на самом деле вымышленной на грани XIX—XX веков) культуры, в пределах которой его воспринимали раньше, в частности в советское время, — рассказывает Юрий Макаров. — На самом деле, Тарас Григорьевич был авангардной фигурой, которая ломала стереотипы. Он был носителем одновременно двух эстетик: эстетики украинского барокко и эстетики украинского романтизма в самых смелых ее проявлениях. Именно эта передовая авангардная и модерная тенденция нашла свое отображение и в украинской культуре в целом. Если бы украинцы выбрали себе в качестве культурного героя не Шевченко, а, например, Сковороду, украинская культура была бы иной. Так же англичане в 19 веке выбрали себе в этом качестве Шекспира. Невзирая на постоянную провинциальность, рустикальность и инертность Украины, предопределенную в частности политическими ограничениями, украинская культура все время фактически ниоткуда продуцирует проявления революционности и авангардности. Если мы осознаем и артикулируем эту тенденцию, это дает новый импульс и мотивацию следующим поколениям».
КОНСТАНТИН СИГОВ: «НЕОБХОДИМО ПРЕОДОЛЕВАТЬ ПРОВИНЦИАЛЬНОСТЬ ВО ВСЕХ СФЕРАХ»
Директор издательства «Дух і Літера» Константин Сигов напомнил присутствующим о призыве Юрия Шевелева заканчивать каждую речь словами «Карфаген нашей провинциальности должен быть разрушен». «В каждой сфере, в дипломатии, культуре, политике мы должны своим способом преодолевать провинциальность, — считает Константин Сигов. — Сегодня мы преодолеваем три неправды и три несправедливости. Малевич был свидетелем «расстрелянного Возрождения», многие его друзья были уничтожены. Если в 1933 году он пишет «Я — украинец», значит осознавал свой выбор. Первая несправедливость заключается в том, что эта его идентичность была стерта и забыта. Вторая несправедливость — касается Украины, которую он выбрал и которая часто не помнит и не знает об этом. Третья несправедливость — относительно мира. Мир вроде бы знает Малевича, но он знает не того Малевича, которым он сам хотел быть. Эту тройную неправду мы и должны преодолеть. Речь идет также о преодолении забвения относительно того, кем в действительности являются украинцы. Уже сегодня мы все начали играть в определенную общую «игру», которую должны продолжать в разных странах и на разных площадках. В 1991 году в Париже я встретил одного из лучших знатоков Малевича Жана-Клода Маркаде. Он знал, что Малевич — украинец. В Украине выпущена его блестящая книга-альбом, посвященная этому художнику. Но я убежден, что наряду с такими монументальными форматами мы должны также найти путь в массовую культуру — как в украинскую, так и в западную». В качестве примера шага в этом направлении Константин Сигов представил колоду художественных карт для интеллектуальной игры «Художники украинского авангарда», выпущенных издательством «Дух і Літера». По его словам, игра уже вызвала интерес к Украине среди многих его друзей в Америке, Франции и Италии, в частности и среди тех, кто раньше ничего не знал о нашей стране.
Кроме того, Константин Сигов отметил важность музыкальной традиции украинского авангарда, которая начинает развиваться сразу после «хрущевской оттепели», и ярким представителем которой является Валентин Сильвестров. «Это свидетельствует о том, что украинский авангард — не эпизодический феномен, а стабильная тенденция, — считает эксперт. — Классик говорил, что Бог создает не факты, а факторы. Мы имеем не только факт рождения Малевича в Киеве, но и фактор свободы, основанный украинскими авангардистами. Мы должны задействовать весь культурный потенциал, чтобы эта свобода побеждала».
НАТАЛЬЯ ЗАБОЛОТНАЯ: «МЫ ДОЛЖНЫ ОСВОБОДИТЬ МАЛЕВИЧА, КАК ОСВОБОДИЛИ САВЧЕНКО»
По словам директора «Мистецького Арсеналу» Натальи Заболотной, даже западные дипломаты удивляются, почему Украина до сих пор не заявила на весь мир о связи нашей страны с Малевичем. «К сожалению, мы приходим к этой правде лишь через 100 лет, — рассказывает эксперт. — Для этого были геополитические причины, в частности тот факт, что на протяжении длительного времени Украина находилась на периферии Российской империи. В настоящее время Россия имеет наибольшую коллекцию работ Казимира Малевича — в ее основе его последняя выставка, состоявшаяся в Киеве в 1930 году. В Украине же до недавнего времени не было фактически ни одной работы. В октябре прошлого года вдова Игоря Диченко Валерия Вирская подарила государству его уникальную коллекцию из 504 работ украинских авангардистов. Есть среди них и произведение Казимира Малевича». Сейчас в Украине есть две работы Малевича. Одна из них находится в Пархомовском историко-художественном музее в Харьковской области, где его отец работал сахарозаводчиком, вторая — в «Мистецькому Арсеналі».
«Художники никогда не были заложниками власти, именно поэтому их уничтожали и именно поэтому они были авангардом нации, — считает Наталья Заболотная. — Сегодня важно не допустить, чтобы страна, ее культурная политика оказалась в заложниках личных вкусов отдельных личностей, президентов, премьер-министров, министров культуры — мы должны исключить субъективизм. Возвращение имени Казимира Малевича Украине очень невыгодно тем, кто присвоил его 50—100 лет тому назад. Авангард был вырезан из истории украинской культуры. Авангардистов, «бойчукистов» уничтожали, преследовали. Александр Архипенко, который родился в Киеве, а умер в 1964 году в Нью-Йорке, на склоне жизни хотел передать свое наследие на Родину, но в тогдашней Украине ответили, что у нас, мол, есть свой соцреализм и ваш авангард нам не нужен. В конечном итоге коллекция, работы из которой оценивают сегодня в миллионы долларов, осталась в Нью-Йорке». По мнению Натальи Заболотной, дискуссия о Малевиче, в частности относительно переименования аэропорта, подтолкнула общество к осмыслению роли других выдающихся украинцев из нашей истории.
Еще один важный аспект этой кампании — развитие туризма. «Речь идет о монетизации имени Малевича, — рассказывает Наталья Заболотная. — Надеюсь, что этот фактор будет стимулировать работу чиновников. На родину Малевича захотят приехать даже те люди, которым Украина раньше была абсолютно не интересна. Статистика свидетельствует, что 40% от индустрии туризма в мире составляет именно культурный туризм. Если мы поставим этот культурный маяк на карте, мир поймет, что сюда нужно ехать — ехать в страну, где проложены маршруты Казимира Малевича, где находятся истоки авангарда, который приватизировала Россия. Мы должны вернуть Малевича на Родину, освободить его, как освободили Надежду Савченко».