Напомним, мы начали с «Маршрут №1. СУМЫ — СПЕКТАКЛЬ «Пер Гюнт» (см. «День», №№4-5), продолжили «МАРШРУТОМ №2. ХАРЬКОВ — «Любовь к трем апельсинам» (см. «День» №№9-10), а сейчас предлагаем МАРШРУТ №3. ЛЬВОВ. «Театральный туризм» еще не раз приведет нас во Львов, но первая остановка — в Первом театре для детей и юношества на спектакле «Алиса», получившем один из «театральных « Оскаров» на III Всеукраинском фестивале-премии «ГРА»
«АЛИСА» ДЛЯ ПОКОЛЕНИЯ Z
Ставить в современном, достаточно высокотехнологичном театре, спектакль по книге Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» это одновременно: развязать фантазию и контролировать поток вымышленного, вступить в диалог с собой и апологетами книги, найти баланс между визуальными эффектами и сюрреалистическим содержанием. Ведь все знают милую и немного ненормальную сказку об Алисе, которую можно читать в любом возрасте и с каждым годом своей жизни открывать в ней что-то новое и даже неожиданное.
Кажется, режиссер спектакля «Алиса» в Первом театре — Ирина Цыпина, как удивительно театральный человек внутри, — накопила определенный багаж собственных исследований «Алисы», как литературного текста и Алисы — как известного психологического комплекса. Кстати, британцы исследовали в 2014 году около десяти тысяч представительниц прекрасного пола и обнаружили, что 52% женщин присущи признаки комплекса Алисы.
Поэтому спектакль получился — два в одном: для детей и взрослых. С подтекстами и считуемыми символами, понятными детям и подросткам. С яркой визуальной составляющей и глубоким внутренним содержанием. Режиссеру удалось очень точно попасть в дуалистичность материала, сохранив при этом все соответствующие атрибуты детской сказки в жанре фэнтези и все философские подтексты книги — сборника многозначных смыслов и жизненной мудрости. Ведь известно, что «Алиса» — не единственный пример произведения, написанного изначально для детей и «узурпированного» со временем взрослыми. Поэтому на спектакле Первого — дети следят за приключениями Алисы и всеми преобразованиями, которые происходят, благодаря насыщенной партитуре теневого театра, световым и аудиовизуальным приемам, взрослые же — смакуют ассоциации и пытаются преодолеть свои «внутренние чудовища» вместе с режиссером.
Итак, для детей были придуманы яркие костюмы (художник-постановщик Дарья Завьялова), для взрослых игра с этими костюмами. Для детей избран самый удивительный язык театральной визуализации — театра теней, для взрослых — теней, как философской категории. Все, что у Кэрролла — странное и трудно материализованное, медиа-художница Ася Кравчук нарисовала и создала еще один параллельный мир. Оригинальная музыка Александры Малацковской удачно подчеркнула атмосферу чудачества, определенного напряжения, что несколько поддразнивало нервы и умело задавало ритм актерам и темпоритм спектаклю.
АКТРИСА ДОВОЛЬНО ОРГАНИЧНО СУЩЕСТВУЮТ В ЖАНРЕ И СТИЛИСТИКЕ ТЕАТРА ТЕНЕЙ
Главная героиня Алиса, имеющая мысли взрослых людей, — маленькая девочка неопределенного возраста. Актриса Наталья Алексеенко удачный каст на эту роль — уже не девочка и девчонка одновременно без ТЮЗовского, слава Богу, задора и не «тетя», играющая девочку. Единственное, актриса в своей трактовке, показалось, немного сгустила краски слегка преувеличенной серьезности, а отсюда и лишней здесь тяжеловесности. Хотя, возможно, так и было задумано.
Весь актерский ансамбль спектакля — женщины. Собственно, так же, как и постановочный состав. В каком-то смысле, играя совершенно разных персонажей — скорее, обозначая их, становясь строительным «материалом» для создания фигур театра теней — они все, в конце концов, показались ... Алисами. И, прежде всего, сама режиссер.
Актрисы Первого театра довольно органично существуют в жанре и стилистике театра теней. Можно сказать, что для драматического театра — это очень удачный опыт, напомнивший эталон жанра современного театра теней — американский театр «Пилоболус». Не знаю, вдохновлялась ли им хореограф спектакля Нинель Зберя, но ей удалось соединение хореографии, акробатических трюков, элементов гимнастики и пантомимы, процесса коллективного творчества и немного озорства. Всего того, что необходимо для создания театральной «Алисы».
Кроме того, что с помощью теней решались все фантасмагорические задачи — выход тени из Алисы, которая вступила в диалог со своим прототипом и стала самодостаточной, увеличение-уменьшение Алисы, «игра» с замочной скважиной, путешествия между реальностями и мирами, преобразования и т.д., — именно Тень стала еще одним персонажем, придав спектаклю еще большей парадоксальности. Это своего рода вторая сущность Алисы, которая начала жить своей жизнью и, собственно, пригласила Алису в это безумное путешествие по безумному миру, запустив маленький бумажный кораблик во Вселенную девочки.
В конце концов, все приключения Алисы заканчиваются на грани реальности и сна — на авансцене, где присаживается Алиса, как на берегу реки, где все и началось. Актриса-мим, на которой осталась лишь шляпа с ушами Белого Кролика, спрашивает у Алисы: «Как ты думаешь, где будешь ты, когда переснишься Королю?». То есть, именно в финале спектакля мы выходим на главные месседжи-вопросы: существует ли Алиса? Существуем ли мы? Как найти собственное «я»? Кто я? Настоящая ли я?
Режиссер Цыпина только подбрасывает нам варианты ответа из образного ряда: сначала Алиса сбрасывает странный рыжий парик, потом сапоги, платье и остается в белом нижнем белье — она ??находит настоящую себя и запускает в большой океан жизни — свою жизнь — бумажный кораблик.
Это «удивительное путешествие в глубины собственного « Я «, — переведенное Первым театром богатым, на образный, символический, немного абсурдный и достаточно современный театральный язык. Похвально то, что на сцене театра для детей и юношества появился спектакль, который не заигрывает с детьми на идиотском языке «советских ТЮЗов», а видит в детях совершенно новое — взрослое поколение землян. Почти сложившихся личностей в этом технологическом, быстром, гаджетном мире. Они гораздо более взрослые, чем та девочка, для которой Кэрролл в свое время написал книгу, и вместе с тем — инфантильнее (из-за того, что мало чтают) Алисы. Поэтому встреча с этой культовой героиней именно на театральной территории — невероятно ценна и необходима, особенно в такой модерновой форме.