Напомним, мы начали с «Маршрута №1. СУМЫ — СПЕКТАКЛЬ «Пер Гюнт» (см «День», №№4-5), продолжили «МАРШРУТОМ №2. ХАРЬКОВ — «Любовь к трем апельсинам» (см. «День» №№9-10), МАРШРУТ №3. ЛЬВОВ познакомил с резонансной «Алисой» (см. №№ 14-15), Маршрутом №4 «Одесса — опера La Traviata» («День» № 19-20), «Маршрут №5. Ивано-Франковск — спектакль «Двенадцатая ночь, или Что захотите!» (См. № 22), «Маршрут № 6. Одесса — спектакль «Энеида XXI» (див.№23), а сейчас приглашаем в Полтаву.
ТЕАТР-РЕАБИЛИТАТОР
Инклюзия — все еще довольно редкое явление в украинском профессиональном искусстве, в частности в театре. Хотя в последние годы, благодаря поддержке Украинского культурного фонда начали появляться инклюзивные театральные детские спектакли. Поэтому проект «Пространство возможностей» с интерактивным спектаклем «На волне», направлен на аудиторию детей с ограниченными возможностями, что позволяет говорить о положительных сдвигах и определенных тенденциях. В частности, равноценном участии всех детей-участников, а не только с ограниченными возможностями.
С помощью театрального языка, с профессиональным знанием методики социализации инклюзивных детей и их родителей, привлечением психологов и актерских тренингов Полтавский академический областной театр кукол приближается к передовым европейским образцам, становится наглядным примером для украинских коллег и убеждает в необходимости иметь такой спектакль едва ли не в каждом из наших кукольных театров. Ведь в мире и Европе это уже давно традиция. В Украине — все еще эксперимент, менеджерская смелость руководства учреждения или коллектива, удивление — для одних и тихое неприятие — для других. Собственно, чтобы этого неприятия общества, сверстников, родителей обычных детей — было меньше, и делаются такие проекты.
ДВА В ОДНОМ
Понятия толерантности, эмпатии — чрезвычайно актуальны в нашем обществе. Поэтому драматург и режиссер спектакля «На волне» — Юлита Ран поставила перед собой и театром сразу несколько сложных и одновременно интересных задач. Забегая вперед, скажу, что даже когда спектакль идет не на инклюзивную аудиторию, а на обычную — он ??так же работает как социальный адаптер для совсем маленьких, которые только начинают познавать мир, интегрироваться в него с помощью цвета, фактуры, звука, света, простых и понятных категорий.
С первых секунд под известный взрослым лейтмотив Yellow Submarine Beatles, когда на площадке-сцене появляется поролоновая подводная лодка, а в яркой анимации на экране появляется цветной подводный мир — дети сразу выходят к актерам и погружаются вместе с ними в спектакль-игру, взрослые же просто релаксируют. Ведь для них в спектакле тоже предусмотрен мощный реабилитатор нервной системы в виде лаунжевой живой музыки, атмосферы и всех оттенков подводного мира.
В этом спектакле все вроде бы два в одном. Если это инклюзивные дети, то с помощью этого сенсорного пространства — они учатся, чувствуя себя безопасно, уютно, реализуясь в живом общении с актерами, испытывая радость и интерес, что и является основой реабилитации. Обычные дети также получают 45-минутный заряд позитива и небольшого комплекса знаний и опыта. Ведь рыбку можно спасти, присоединив к ней ее плавники, осьминогу, который потерял свои ножки, — прицепить их назад и сложить его как пазл, спасти акулу от зубной боли и злости — просто погладив ее, пошелестеть морскими звездочками и поиграть маленькими неоновыми рыбками в виде перчаток на руку, расслабиться под танец изящных, сетевых медуз, а затем вместе с артистами рассортировать всех жителей морского дна — убрать за собой и полными новых впечатлений отправиться в большой взрослый мир.
В спектакле очень продуман весь этот наглядный предметный мир. Каждая деталь выполняет несколько функций: это и элемент декораций, и тактильный, и игровой реквизит. Художнице Дарье Кушниренко удалось создать теплую, уютную атмосферу, которая настраивает на своего рода медитацию и мягкое в прямом и переносном смысле вхождение в театр-игру.
Этому способствует и музыка, написанная композитором Павлом Савельевым на основе пентатоники, которая хорошо ложится на детское ушко, и деликатных цитат из популярных произведений. Живое музыкальное сопровождение спектакля, музыканты, находятся здесь же с инструментами — тоже один из важных реабилитационных и учебных средств. Дети охотно подходят и добавляют свою краску в музыкальную партитуру спектакля, пытаясь играть на глюкофоне, дарбуке, ксилофоне и флексотоне. Добывая приятный звук, выбивая определенный ритм — маленький зритель становится активным соавтором спектакля, который рождается будто здесь и сейчас.
«На волне» — дает максимум впечатлений и переживаний каждому ребенку, независимо от особенностей развития. Его терапевтическое значение — беспрекословно.