Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Маскарад» в... клинике Василенко

В Доме кино состоялась премьера неигрового фильма режиссера Инны Павличук, выпущенного студией «Национальная кинематека Украины»
29 ноября, 2013 - 11:16
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «МАСКАРАД». ГЕРОИ КАРТИНЫ — РЕАЛЬНЫЕ ЛЮДИ, ПОПАВШИЕ В БЕДУ: ОНИ СТАЛИ НАРКОЗАВИСИМЫМИ, А ПОТОМУ ВСЕ СНЯТЫ В МАСКАХ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ВАЛЕНТИНОМ МАРЧЕНКО

Когда-то у Николая Амосова спросили, есть ли у него цель стать долгожителем? Амосов, всю жизнь поддерживавший спортивную форму, ответил: «Важно не сколько, а как прожить»! Казалось бы, более простого ответа не бывает, но каждый человек делает выбор — как прожить. Эти мысли особенно заостряются, когда сталкиваешься с людьми неблагополучными, с теми, кто добровольно попал в зависимость от чего-либо. Например, от наркотиков...

Фильм «Маскарад» построен на изобразительных лейтмотивах. Несколько раз здесь появится панорама индустриального Запорожья, снятая с Днепра. Горизонтальная линия сплошных заводских труб настраивает на мысли об экологии. О ее последствиях, над которыми человек, постоянно куда-то спеша, не задумывается. В погоне за индустриальным раем человечество обрекло себя на большие риски со здоровьем. В меньшей степени осознается тот факт, что человеческое скопление в промышленно загрязненных городах дает и проблемы моральные. И это тоже заболевание. Только сфера другая: называют ее «экологией души». Антитезой к такой панораме является чистое, пустынное пространство морского побережья, волны, которые отсылают к мыслям о вечном. Там сняты и финальные кадры человека, вылечившегося от наркозависимости.

К изобразительным лейтмотивам принадлежит широкий пешеходный Крещатик, наполненный молодыми красивыми людьми. Это изображение можно воспринимать как компромисс: обитаемость здесь позитивная, она порождает объединительные эмоции: радость молодости, желание игры, развлечения. Таковы координаты среды действия, центром которой является клиника Виталия Василенко в Запорожье, где он своим собственным методом лечит от наркозависимости. Эта болезнь почти не поддается лечению медикаментозным путем. Посмотрев фильм, удивляешься, что есть такой феноменальный врач и такой уникальный метод лечения, и что живет он именно в Украине (у него пациенты из разных стран). Автор не вспоминает, существуют ли аналоги, и это не входит в ее задачу. Она концентрирует внимание на своем герое, чтобы раскрыть его не только как специалиста, но и как человека. Времени для длительного общения и наблюдений не было, и все же... Были лечебные сеансы, куда допустили кинематографистов, они фиксировали зрелище не для зрителей со слабыми нервами. Мы также услышали рассказ Василенко о жене (рассказывал, когда ехал в машине на кладбище), которая умерла от онкозаболевания; увидели, как он играет на пианино — в детстве хотел стать музыкантом. Это немного, но и этого вполне достаточно, чтобы составить представление о человеке. Говорит Виталий немного... он глубоко сочувствует больным, а еще больше — родителям, для которых наркомания детей становится тяжелым горем. Поэтому метод лечения Василенко предполагает присутствие в клинике кого-то из близких в качестве поддержки, защиты. Сам же метод заключается в том — и он это объясняет пациентам, — что наркоман должен умереть, а родиться новый человек. Пациенты проходят через муки! Но это стоит того, чтобы выздороветь. Родные должны помочь этому перерождению, поддержать в такой ответственный момент.

В фильме фигура В. Василенко — притягательная. Словно казак-характерник и в то же время маг, он делает невозможное, побеждает диагноз обреченных на медленную смерть. Не менее интересными в фильме являются пациенты и их близкие, рассказывающие о себе, о течении болезни и о решении от нее избавиться. Большинство из них в масках — отсюда и название фильма.

Молодые люди попадают в сети наркотиков добровольно, сначала не видя в этом угрозы, будучи уверенными в том, что все под контролем... Осознание степени зависимости можно выразить словами одного из пациентов: «Ты и любишь, как наркоман». — «Как это?» — «А никак»! Особенно запомнились слова одной матери: «Могла ли я когда-то подумать, что моя дочка может вызвать у меня отвращение? Но я никогда ее не оставлю». Безвыходное положение заставило искать выход. И они его нашли — лечение у В.Василенко.

Инна Павличук не жалеет экранного времени для того, чтобы пациенты и их матери выговорились — их слушаешь с неподдельным вниманием. Конечно, режиссер умело монтирует разные сюжетные линии, а потому рассказы не превращаются во что-то однообразное. В целом, композиция фильма свидетельствует об уверенности автора, хорошем режиссерском тонусе, умении заинтересовать зрителя.

В мировом кино неоднократно показана трагедия наркозависимых — и это не случайно, ведь наркотики стали большой угрозой для человечества, не говоря о трагедиях личных.

Во вступительном слове перед показом фильма креативный продюсер фильма, педагог Инны Павличук в НУТКТ им. И. Карпенко-Карого Валентин Марченко привел официальную статистику: наркозависимых в Украине — 459 тысяч, то есть 1,5% населения, что значительно превышает показатели соседней Польши! Действительно, Украина за последние 20 лет превратилась в площадку для злых сил. Молодежь часто покинута на произвол судьбы: исчезла сеть просветительско-воспитательных кружков, студий, многочисленные дети-сироты при живых родителях, которые отправились в миры на заработки и застряли там надолго! Отсутствие тепла и любви приводит к деградации, а это почва и для наркозависимости.

Но фильм, как и его главный герой, оптимистичный. Потому что адаптация к новой жизни происходит на наших глазах: пациенты в период лечения занимаются творчеством, готовя спектакль. Зритель оказывается среди участников действа, одетых в великолепные костюмы, охваченных прекрасным порывом, и вместе с героями фильма переживают момент вдохновения, атмосферу единения.

«Маскарад» — фильм насыщенный, а кому-то покажется даже затянутым. На самом деле, все здесь согласовано между собой. Если бы была показана сама клиника — пациенты и врачи, — то была бы только констатация. Выход за ее пределы сугубо визуальными, кинематографическими средствами (в первую очередь, перебрасывание действия с места на место) дает произведению широкое дыхание, философский подтекст — мысли о ценности жизни, о свободе.

Лариса БРЮХОВЕЦКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ