Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Масштаб актера: историческое и личностное

Украину и мир покинул Сергей Романюк. Чтобы остаться с нами навсегда
13 марта, 2019 - 19:10
ФОТО C САЙТА WIKIPEDIA.ORG

В последние годы актер практически исчез с экрана (объяснение простое — болезни), хотя и продолжал понемногу сниматься — в перечне его ролей есть фильмы и 2016-го, и 2017-го годов. А кинолента «Толока» Михаила Ильенко еще только выйдет на экраны, и мы будем иметь возможность встретиться с Сергеем Романюком снова.

ЗВЕЗДА, КОТОРАЯ СВЕТИТ НЕ ВСЕМ

Сергей Романюк родился в Центральной Украине, в Кривом Роге, большая часть детства и юности — это уже Новоград-Волынский. А по окончании театральной студии в легендарном Франковском театре в Киеве работал так же у франковчан, только в Ивано-Франковске. К сожалению, я ни разу не видел актера на театральном кону. Где он, насколько я знаю, уже в 1990-х, появлялся все реже — почти все время отдавался кино. А в «нулевое» десятилетие о театре уже и не шла речь — количество киноролей просто зашкаливало.

И только недавно Ивано-Франковский театр (который, кстати, в настоящее время достиг высокого уровня и признания) предложил Романюку роль в спектакле «Модильяни» режиссера Ростислава Держипильского. Роль знаменитого французского художника Пьера Огюста Ренуара. По свидетельству режиссера, ввиду состояния здоровья артиста, его Ренуар передвигался в сценическом кадре на коляске. Спектакль снят на видео, а относительно театральной версии его творцы думают о том, каким образом сохранить Романюков образ в последующих сценических презентациях.

В спектакле «Модильяни» Ивано-Франковского театра Сергей Дмитриевич играл роль знаменитого французского художника Пьера Огюста Ренуара. По свидетельству режиссера Р. Держипильского, учитывая состояние здоровья артиста, его Ренуар передвигался в сценическом кадре на тележке ... / Фото предоставлено Ивано-Франковским музыкально-драматическим театром им. И. Франко

 

На смерть артиста отозвались СМИ, вот только как? Впечатление, что журналисты нередко просто выхватывали из Википедии несколько известных им названий и... тогда получалось что-то наподобие «Умер актер Романюк, звезда фильмов «Роксолана» и «Іван Сила», невзирая на то, что эти картины никоим образом не являются представительскими для артиста, да и роли там небольшие.

Почему так, в целом понятно — в последние полтора десятилетия актер снимался по большей части в сериалах, конечно, российских. А одной из особенностей сериалов есть то, что актерские работы в них мало запоминаются. Случай Романюка  из этого же ряда. Но главное даже не в том, что сериалы и что российские. Главная беда — актер почти не снимался в фильмах украинских. Причина известна — таких было слишком мало. Это драма целого поколения украинских артистов, которые с середины 90-х должны были искать работу «на нашей, — не своей земле».

ПАРТИТУРЫ ИЗ ПАРТИТУР

А начиналось якобы же хорошо — в начале 1990-х, когда еще украинское кино не вытолкнули на обочину. «Тарас Шевченко. Заповіт» Станислава Клименко (роль следователя; сколько он потом сыграет тех следователей!), «Гетьманські клейноди» Леонида Осыки (Валько Босакивский) и — «Записки кирпатого Мефістофеля» Юрия Ляшенко, собственно первая действительно сложная роль в кинобиографии киноартиста. Роль главного героя, адвоката Михайлюка, а собственно Мефистофеля, такого себе злого духа. Который и рад бы стать равным себе самому, но нет, не получается — потому что там, внутри, бурлят злые энергии.

Фильм «Райские птицы» Р. Балаяна переносит в атмосферу начала 1980-х. Романюк сыграл следователя КГБ - человека удивительно пластичного, который верой и правдой служит системе, и в то же время понимает, тех, кого он квалифицирует как врагов системы, не стоит ломать через колено / Фото с сайта kinoafisha.ua

 

В основе фильма знаменитое произведение Владимира Винниченко, написанное в 1916 году, на изломе эпох. Тот излом шел через души. Хотя и повесть Винниченко, и фильм Ляшенко, и собственно персонаж, сыгранный Романюком, дают основания и для другого вывода: все и раскололось, поскольку в интеллектуальной верхушке тогдашнего общества многовато было мефистофельского, безжалостного к человеку. Самоуничтожение человеческое, то же, что появилось со всей очевидностью в середине ХХ века, тогда, в начале новой эпохи выглядело несколько по-другому — как романтичный порыв в лучшие миры, к лучшим людям и лучшему обустройству общества.

Сергей Романюк и был востребован тогда, в 1990-х, поскольку в его человеческой и актерской генетике хорошо прослеживался этот след гуманистического неприятия раздробленности человеческой личности. В чем-то здесь были типологические восхождения с Богданом Ступкой — прежде всего в сочетании личностного человеческого обаяния и негативизма, что позволяет даже не сыграть, а просто воспроизвести стереоскопию человека, в которого всего под завязку напихано. Отсюда и роли в «Партитурі на могильному камені» Ярослава Лупия (врач-психиатр, весь соткан из несовместимых фрагментов), «Страчені світанки» Григория Кохана и ряда других, среди которых и роль киллера Ивана в фильме «Приятель небіжчика» Вячеслава Криштофовича.  

Криштофович — один из наибольших специалистов в работе с актерами: он их любит, он с ними работает поразительно профессионально. Вот и здесь. Очередная негативная роль (еще бы, киллер, убийца), но создана на таком высоком внутреннем спокойствии Романюкова персонажа, что волей-неволей складывается впечатление человека, едва не гармонизованного, равного себе. Хотя в этом и ужас — киллер не впускает в себя моральные терзания, он живет в природе естественной жизнью, где нет смысла ставить себе самому градусник для измерения моральной температуры. В одной роли, в одному персонаже — вся картинка отечественных 1990-х, где уже прорастали беды сегодняшнего дня.

«КУДА НАС ЗАВЕДЕТ ЭТОТ ДЛИННЫЙ ПУТЬ?»

Дальше — дальше было множество ролей, далеко не все запомнились, да и просто не все виделись, вот эти бесконечные сериальные истории. Выделю две роли, обе в фильмах 2008 года. «Райські птахи» Романа Балаяна, события и атмосфера в советском обществе начала 1980-х. Еще есть, есть не до конца вытравленные интеллектуалы, которым хочется полетов: хоть во сне, хоть наяву. Однако же полет духа никак не приветствуется властью, которая уже чувствует подземные тектонические толчки, но еще не понимает, откуда этот звон.

Романюк в фильме Балаяна играет следователя КГБ (ну да, опять). Играет как человека удивительно пластичного, который верой и правдой служит системе, и в то же время понимает: тех, кого он квалифицирует как врагов системы, не стоит ломать через колено. Он стремится установить с подопытными личный контакт — только в этом он видит залог успеха влияния на тех, кого он видит по ту сторону баррикад. За этим целая философия, которая в чем-то напоминает Порфирия Петровича из «Преступления и наказания» Федора Достоевского. Филигранно сыграна роль, филигранно.

В фильме «Владыка Андрей» Олеся Янчука образ Шептицкого в исполнении Романюка - украшение ленты. Актер лепит образ владыки с полутонов, избегая слишком сильных акцентов. И вместе с тем веришь, что это действительно выдающийся герой ХХ века, которому удалось так много сделать для своего народа / Фото с сайта kinoafisha.ua
 

Ну и, конечно, Андрей Шептицкий в фильме «Владика Андрій» Олеся Янчука. Сложность работы здесь заключалась, прежде всего, в воссоздании настоящего масштаба выдающейся исторической личности. При этом — котурны были очень не желательны.

Романюк справился, его роль — действительно украшение фильма. Актер создает образ владыки из полутонов, избегая слишком сильных акцентов. И вместе с тем веришь, что это действительно выдающийся герой ХХ века, которому удалось так много сделать для своего народа. Возможно, даже во многом спасти его дух, побитый беспощадными ветрами прошлого века.

По ходу фильма все время возникает простой вопрос: почему сейчас в нашей украинской жизни так мало масштабных исторических личностей, а происходит «карликизация» самой политической жизни (не только в Украине, к сожалению). И «Куда нас заведет этот длинный путь?» — поет Вячеслав Вакарчук в фильме Балаяна.

Сергей Романюк самим своим присутствием вынуждал думать относительно масштабов истории и роли в ней человеческой личности. Потому что личностью, и незаурядной, был сам. И таким останется навсегда.

Сергей ТРИМБАЧ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ