Мероприятия охватывали Киев, Одессу, Мариуполь, Черновцы и Львов. Акция прошла при поддержке правительства Итальянской Республики (программа «VivereALL’Italiana»), Посольства Италии в Украине и Итальянского института культуры в Украине.
Автор идеи и неизменный арт-директор форума Нанси Милезис Романо — профессиональный дирижер и известная в мире исследовательница итальянского барокко. Ежегодно она приглашает в Украину известных исполнителей, интересные коллективы, которые специализируются и достигли определенных вершин именно в барочной сфере. Традиционно партнером фестиваля на протяжении всех пяти лет является Национальная музыкальная академия Украины.
Нынешние акции определенным образом совпали во времени с юбилейным ХХХ Международным «Киев Мюзик Фестом». Своеобразной точкой пересечения двух важных художественных проектов стал мастер-класс прекрасного итальянского скрипача и дирижера Федерико Гульельмо, который прошел для студентов и преподавателей НМАУ и стал как символический музыкальный диалог дружественных культур Украины и Италии, который открыл ряд диалогов в рамках «Киев Мюзик Феста» (Украина — Италия, Украина — Польша, Украина — Австрия).
Наша встреча состоялась накануне концерта в Национальной филармонии Украины, где маэстро Гульельмо выступил не только солистом, но и дирижером Киевского камерного оркестра с программой «Вивальди: зарождение, слава, угасание» (Vivaldi — «Origini, fama, declinо»), партия клавесина — Наталия Фоменко.
— Расскажите, пожалуйста, впервые ли вы в Украине?
— Нет! Я приезжал два года назад со своей группой музыкантов «Арте дель Арко» («Искусство смычка») по приглашению, как и в этом году, госпожи Нанси Милезис Романо. Мы давали концерт в Мариуполе.
— Вам Мариуполь понравился? Какая там аудитория?
— Впечатление от города осталось неоднозначное. Чувствовалось определенное напряжение. Но я понял, сколько жажды и радости проявила публика, слушая музыку!
— В этот раз группа тоже прибывала с вами?
— Нет! Я буду играть соло.
— Какая программа?
— Антонио Вивальди. «Времена года» и другие концерты, выбранные из разных периодов жизни и музыкальной карьеры композитора.
— Вы специализируетесь на музыке барокко?
— Знаете, я не верю в специализацию. Музыкант должен играть и понимать какую угодно музыку. Что-то у него может получаться лучше, что-то хуже. Впрочем, очевидно, большинство моих слушателей ждут от меня барокко.
— Следовательно, ваш репертуар включает и современную музыку?
— Да, но мало, и это очень тщательно отобранные произведения.
— Я услышала во время мастер-класса, что ваш отец был скрипачом. Вы из семьи музыкантов?
— Это правда. Мама тоже была скрипачкой — ученицей папы. Моя дочь тоже, к сожалению, скрипачка.
— Так что вы представитель целой династии. А отец бывал в Украине?
— В том-то и дело! Его звали Джованни Гульельмо. Он первым заново открыл миру музыку великого композитора Джузеппе Тартини, издавал его ноты в Италии. Узнав об этом, Давид Ойстрах написал папе письмо, которое я храню до сих пор. В 1970—1980-х годах отец часто бывал в Советском Союзе, потому что его приглашал «Госконцерт», — письмо Ойстраха помогло, открыло путь к турне в СССР. В том числе папа побывал в Киеве сорок лет назад и играл как раз в Киевской филармонии «Времени года» Вивальди с оркестром. Таким образом, произведение, как и отцовская скрипка, на которой буду играть я, — те же (в свое время он приобрел ее в Вене и использовал на протяжении всей музыкальной карьеры). Вот и не верьте после этого в знаки судьбы.
С честью должен объявить, что сейчас начинается издание полного собрания произведений Тартини для скрипки в Германии. Надеемся, что в конце концов этот выдающийся композитор получит должное признание и реализацию на практике своих идей в мире, его музыка станет более доступной для всех.
— Я услышала от вас интересную мысль, что стиль барокко, оказывается, родом не совсем из Италии?
— Давайте определимся, о каком барокко мы говорим. В музыке?
— Да.
— О, Боже! Это сложно. Я считаю, что к рождению музыкального барокко вообще следует подходить осторожно. Говоря об этой эпохе, мы имеем в виду первую половину XVII — конец XVIII веков. Что где взялось, мы, как правило, склонны обобщать. Об Италии нельзя сказать ни «нет», ни «да». Я считаю — это оплодотворение от разных культур.
— В том числе Украины?
— Нет. Это был период, когда восток Европы только принимал что-то, а не выдавал наружу. В XVIII веке уже существовали группы бродячих итальянских музыкантов, которые распространяли барочную культуру, активно посещали страны восточной Европы. Некоторые французы выполняли эту миссию, но в меньшей мере, чем итальянские.
Расскажу историю о той роли, которую играли консерватории в Италии в XVIII веке. Мы нашли документы, которые описывают, как проходили тогда занятия музыкой в Неаполе, Венеции. Очень интересно, что молодежь вступала в музыкальный мир не так рано, как принято теперь, — не раньше чем в 10—11 лет. Отобранные талантливые студенты жилы при академиях и 5 дней в неделю слушали лекции от маэстро. Так создавалась почти семейная атмосфера, это был постоянный контакт ученика с преподавателем, что позволяло максимально усваивать материал, получать знания. После двох-трех лет такого режима удавалось добиться максимальных результатов! Выводы побуждают задавати вопрос самим себе: правильно ли мы учим музыке?
— Вы сегодня давали очень профессиональные и аргументированные советы участникам мастер-класса. Где-то преподаете?
— Да, давно. На сегодняшний день — в городе Ровиго, близ Венеции. Это маленькая консерватория, но она высоко котируется именно благодаря кафедре скрипки.