В прошлом году улица Георгия Димитрова на киевской Троещине была переименована в честь украинского художника Никифора Дровняка. Еще раньше, в 2006-м, на Музейной площади Львова был установлен памятник художнику. На этом официальное почитание памяти художника лемковского происхождения заканчивается. В целом, его имя малоизвестно широкой общественности, хотя его смело сравнивают с Екатериной Билокур и Марией Примаченко. Для большинства он не открыт, разве что на Западной Украине немного пишут о нем книги. В Польше долгое время была политика называть лемков отдельным народом, чтобы умалить число украинцев на территории государства. Эта тенденция и сегодня имеет свои последствия. Рядовые поляки вообще не говорят об украинскости Никифора Дровняка, считая его исключительно польским художником. Но это далеко не так.
РИСОВАЛ НА ВСЕМ, ЧТО ПОПАДАЛОСЬ ПОД РУКУ
Маленький курортный городок на юге Польши привлекает интересных не только возможностью хорошо провести время, но и музеем творчества нетипичного художника, которым вправе
гордиться как украинцы, так и поляки. Памятник этом художнику поставлен как во Львове, так и в месте его рождения и жизни — Кринице. Известен этот необычный художник под именем Никифора из Криницы.
Родился Никифор от польского якобы художника, о котором не сохранилось никаких сведений, и глухонемой лемковской нищенки Евдокии Дровняк. Чтобы прокормить себя и сына, мать нанималась на разные работы, в основном носила воду. Жили они в большой бедности. После ее смерти, нелюдимый парень жил одиноко, говорил невнятно, имел проблемы со слухом, из-за чего его считали чуть ли не психически больным. Люди относились к нему недоброжелательно, довольно часто оскорбляли, и поэтому он замыкался в себе. Как говорят, что нет пророка в отечестве, то и среди криничан художник довольно долго не находил признания, они говорили: «Что это за художник? Он плевал на краски». Когда его земляки узнали, что Никифор болен заразной болезнью — туберкулезом, то жгли его работы, ведь всем ведь было известно, что он слюнявил кисти.
Точного времени, когда он начал рисовать, не знает никто. Пиком его творчества принято считать 20—30-е годы ХХ века. Рисовал Никифор на всем, что попадалось под руку, — на обертках от шоколада, обложках тетрадей, старой оберточной бумаге, пачках от сигарет, старых правительственных актах. Рисовал акварелями, иногда мешал темперу и масляные краски, под конец жизни использовал также карандаши. Чтобы сэкономить бумагу, рисовал с обеих сторон. Сюжетами его произведений была религиозная тематика, автопортреты, бытовые сценки из жизни города, локальные виды, особенно его интересовала сакральная греко-католическая архитектура. Как и другой выдающийся примитивист Николо Пиросмани, Никифор в своих образах изображал то, чего ему не хватало в реальной жизни. Искусство стало для него своеобразным способом бегства от реальности.
НИЩИЙ, О КОТОРОМ ПИСАЛИ ГАЗЕТЫ
Его талант был открыт украинским художником и коллекционером Романом Турином со Львова в 1930 году. Тогда же была неудачная попытка организовать индивидуальную выставку его работ в Париже. Однако удалось выставить работы художника в Париже вместе с работами французских, итальянских и украинских художников на выставке, организованной Украинским народным музеем имени Т. Шевченко. В 1938 году появилась первая публикация на тему творчества художника авторства Ежи Вольфа в издании «Аркады». Однако первая слава не принесла коммерческого успеха и не облегчила жизнь необычного творца. Хотя и значительно способствовала его самоутверждению. Теперь Никифор был не просто нищим, который рисует, а признанным живописцем, о котором пишут в газетах. Он так гордился этим признанием, что носил публикацию с собой хвалиться ею перед заезжими туристами и своими знакомыми. В том же 1938 году состоялась выставка работ художника во львовском Доме архитектора.
Во время операции «Висла» его три раза выселяли из Криницы на так называемые «возвращенные земли», в Щетин, однако каждый раз художник возвращался, преодолевая пешком около 700 км, и на третий раз ему разрешили остаться на месте. В то время художник жил под именем Яна Никифора.
В 1949 году состоялась выставка творчества художника в Варшаве.
Через 10 лет прошла долгожданная выставка работ художника в Париже. Во время планируемого в 1962 году выезда в Болгарию оказалось, что у него нет документов. Поэтому ему было присвоено имя Никифора Криницкого. Однако в 2003 году Союз лемков выступил с инициативой аннуляции предыдущего акта рождения и признать, что под именем Никифора Криницкого жил Епифан Дровняк 1895 рождения. Сам художник чаще всего подписывал свои произведения как Никифор из Криницы. В целом, он имел около 17 псевдонимов, один из них — Матейко из Криницы. Ян Матейко — ведущий польский художник, поэтому применение его имени свидетельствует о том, что Никифор четко осознавал свой дар и творил как сознательный мастер, имел большие артистические амбиции.
ХУДОЖНИК, КОТОРЫЙ НИКОГДА НЕ УЧИЛСЯ
После Парижа работы художника были представлены в Амстердаме, Брюсселе, Льеже, Хайфе, Баден-Бадене, Франкфурте-на-Майне, Ганновере, Лондоне и Чикаго. Эти «гастроли» наконец сделали имя автора знаменитым и в Криницу начали приезжать поклонники таланта Никифора, которые массово скупали его работы. Также интерес к работамтрудам художника-самоучки проявили и ведущие галереи мира. Стало ли это причиной того, что появилось много мошенников, которые пытались имитировать стиль художника. Теперь Никифор считается одним из тех мастеров, чьи произведения чаще всего подделывали.
Под конец жизни художника опекали его покровители, в частности супруги Банахи, позже его биографы, и художник Мариан Влосинский. Умер Никифор в приюте для бедных в Фолюше в 1968 году от туберкулеза, а на его могиле в Кринице есть надпись на украинском и польском языках, где на украинском написано «Никифор Епифан Дровняк», а на польском «Nikifor Krynicki».
Первая официальная выставка художника на территории Украины состоялась в 2013 году в Национальном музее украинского народного искусства.
Ценность произведений Никифора заключается в том, что он — художник, который никогда не учился, не имитировал, никому не подражал и не создавал впечатление, чтобы удовлетворить чьи-то вкусы. В его голову не были вбиты стандарты классических образцов художественных произведений и того «как должно выглядеть настоящее искусство», и поэтому то, что он изображал на полотнах, — это излияние его чистых внутренних ощущений, переваренного личного ощущения мира, выплеснутое на бумаге. У него не было в голове тех рамок и норм, которые есть у обученных художников. Его асоциальность позволила перешагнуть через границы известных до тех пор стилей и создать действительно новые и уникальные произведения, которых не хватает в мире, полном копий и подделок, где кажется, что ничего нового уже невозможно создать. Его сознание и руку не ограничивал страх технических ошибок, искажение перспективы, несоблюдение пропорций или фальсификации цветов. Даже подписи образов грешат грамматическими ошибками. Для многих творчество Никифора стало идеальным образцом искусства art brut — термина, введенного Жаном Дюбуфе, который должен был означать «грубое, необработанное искусство» людей, которые находились на обочине жизни, иногда откровенно психически больных. Такое искусство несет в себе что-то первородное, почерпнутое из глубин коллективного бессознательного.
УКРАИНСКИЕ КОРНИ И СЮЖЕТЫ
В Кринице Здруй — теперь одном из ведущих польских курортных центров, в 1995 году открыт музей творчества народного художника. В целом, он был достаточно плодотворным художником — оставил после себя около 40 тыс. работ. Большинство из них были продана совсем дешево, как говорил сам художник, «лишь бы жить».
В 2004 году появился фильм под названием «Мой Никифор», который возродил интерес к творчеству художника, которого считают одним из лучших примитивистов мира. Никифора сыграла Кристина Фельдман. После премьеры фильма было проведено несколько выставок его произведений, переиздано несколько книг о жизни и творчестве художника. Личность Никифора является еще одним звеном, соединяющим украинский и польский народы.
Одновременно продолжаются дискуссии относительно национальной принадлежности его творчества. Конечно, поляки рассматривают его как польского художника, поскольку его сознание созревало именно в польской среде. В то же время украинские критики указывают на украинские корни образов и сюжетов, из которых черпал вдохновение художник. Как бы там ни было, оба народа имеют основание для гордости, что Никифор из Криницы оставил свой, несомненно, важный след и в польском, и в украинском искусстве.