Более половины студентов, не досмотрев фильм, покинули аудиторию. Позже они обратились в СБУ с заявлением, что картина Алексея Радинского и Томаша Рафы является пропагандой "русского мира".
Еще больше путаницы внесла служба новостей одного из ведущих телеканалов, назвав организаторами показа депутатов от Оппозиционного блока и печально известного "Українського вибору" Виктора Медведчука, находившихся среди зрителей и якобы выступивших в защиту фильма. Единственным правдивым моментом здесь является лишь то, что вышеупомянутые деятели действительно посетили сеанс. А вот показ организовали местные партнеры Международного фестиваля документального кино о правах человека Docudays UA (где "Люди, пришедшие к власти", получили весной этого года главный приз в национальном конкурсе) в рамках проекта «Странствующий Docudays UA». Со стороны организаторов запрещать кому-то приходить на бесплатный открытый показ было бы, мягко говоря, странно.
Что же касается собственно ленты, то нужно иметь очень богатое воображение, чтобы считать «Людей…» сепаратистской пропагандой.
Если кто-то хочет, чтобы все было разжевано и указано, где черное, а где – белое, то для этого существуют политическая публицистика и телевидение. Искусство, в том числе искусство документального кинематографа, существует по иным законам. Авторы фильма, избегая наставлений и морализаторства, с протокольной точностью передают тот кошмар, в который постепенно погружается Донбасс. Все начинается с почти карикатурных сепаратистских «блокпостов» на обочинах автотрасс. Некоторое время комментатором событий выступает пророссийский активист, который прямым текстом называет будущих «ополченцев» бандформированиями и признается, что накал ненависти к Украине его пугает. Уровень паранойи растет. Кто-то уже несет бред о концлагерях, которые строят «турки под Полтавой». БТР с флагами «ополчения» стоит под надписью «Иллюзия», плакат на баррикадах гласит, что «народ против вывоза боевого оружия», оратор на траурном митинге говорит, что один из «ополченцев» убит не пулей, а ножом – и его тут же затыкают криками о том, что это стрелял снайпер, – подобные моменты, рассыпанные по фильму, обозначают абсурд событий лучше любого прямого репортажа. А развязка, когда рыдающую пожилую женщину, у которой только что убили племянника, «народный мэр» Славянска со своими сообщниками тянет в застенки, – пробирает до костей.
Учитывая вышесказанное, а также смертельную опасность, которой подвергался оператор картины, собирая материал для нее, считаю все обвинения в адрес Алексея Радинского и Томаша Рафы несправедливыми и незаслуженными.
К сожалению, это не единичный случай – стоит вспомнить, например, реакции на тот же «Майдан» Сергея Лозницы. Да, мы защитили свою свободу, но все еще не избавились от советской привычки указывать художникам, что и как им следует делать. В театре бытует внутренняя шутливая максима «публика – дура». Украинская публика – не глупа. Просто ей нужно немного повзрослеть.