Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Медитация, кино и сновидения

В Украину приехал легендарный кинорежиссер Дэвид Линч
21 ноября, 2017 - 11:12
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Автор «Твин Пикса», «Человека-слона», «Голубого бархата» и «Малхолланд Драйва», обладатель «Золотой пальмовой ветви», «Золотого льва» и «Сезара», Дэвид ЛИНЧ представил в Киеве основанный им благотворительный фонд David Lynch Foundation.

      В течение трех дней господин Линч провел ряд публичных встреч. Активное участие во всех мероприятиях принимали другие члены делегации фонда: Боб РОТ и Джоанна ПЛАФСКИ. Боб Рот, семья матери которого, кстати, происходит из Киева — генеральный директор David Lynch Foundation и учитель трансцендентальной медитации (ТМ) в США, пропагандой которой, собственно, занимается Фонд. Среди адептов этой техники — такие знаменитости, как Кэти Перри, Том Хенкс, Камерон Диас, Джерри Сейнфельд, Мартин Скорсезе, Рей Далио. Джоанна Плафски — известный международный кинопродюсер и дистрибьютор.

Трансцендентальная медитация (от лат. Transcendens, – переступать, выходить за пределы и лат. Meditatio – размышление, обдумывание) – техника медитации, которая, по мнению тех, кто ее практикует, позволяет на непосредственном опыте переживать более тонкие состояния мышления, вплоть до выхода за пределы собственного мышления, сталкиваясь с областью наименее возбужденного сознания – так называемого «чистого сознания». ТМ основана индийским гуру Махариши Махешом Йоги. Он получил широкую известность на Западе в 1960-х и некоторое время был даже личным духовным учителем «Битлз», с которыми, впрочем, достаточно быстро рассорился. На сегодня «Движение Махариши» – международная  организация с многомиллионным оборотом и неоднозначной репутацией.

Фоторепортаж

Линч практикует ТМ свыше 40 лет, и почти все время пресс-конференции в Театре на Подоле посвятил пропаганде этой техники. Однако в мире он известен все же как автор суггестивных фильмов, наполненных необычными, завораживающими, иногда пугающими образами. Создавая картины по логике сюрреалистических видений, Линч, впрочем, умеет рассказывать захватывающие истории. Это принесло ему мировое признание; поэтому, в конечном итоге, для тех, кто причастен в Украине к кино даже как зрители, его визит – настоящий подарок.

Среди журналистов, задававших вопросы режиссеру сначала на пресс-конференции, а затем во время группового интервью, был и корреспондент «Дня».

«МНЕ НРАВИТСЯ ЛОГИКА СНА»

МЕДИТАЦИЯ

– Вы хотите собрать семь миллиардов долларов для своего фонда. Откуда взялась именно такая цифра?

– Наш фонд является неприбыльным, и мы должны получать финансирование, чтобы дать возможность заниматься трансцендентальной медитацией любому человеку, который этого пожелает. Бесплатно, или так, чтобы люди могли получить стипендию, чтобы научиться бесплатно.

– Как вам удалось привлечь так много знаменитостей к своим инициативам?

– Знаменитости – тоже люди, а люди не любят страдать. Если вы узнаете о ТМ, это позволит вам погружаться внутрь самого себя и испытать это. Это поле неограниченного ума, который создает счастье, любовь, энергию и мир в каждом человеке. Начните и почувствуйте это. Я это делаю и наслаждаюсь уже 44 года, медитируя ежедневно, и не пропускал ни одной медитации. Это может помочь всем, а не только тем, кто действительно страдает, потому что мы всегда хотим большего от жизни.

– Медитация требует определенной концентрации и успокоения. С другой стороны, творческий ум – это ум беспокойный, он ищет `образы, темы, конфликты и тому подобное. Как вам удается совместить эти два типа сознания?

– Прежде всего, ТМ не является ни концентрированной, ни созерцательной формой медитации. Такие формы держат вас на поверхности, а в трансцендентальной медитации вам дается мантра – очень специфическая мысль, выраженная через звуковую вибрацию. Она предначертана для того, чтобы развернуть сознание извне на 180 градусов вовнутрь. Когда вы направлены вовнутрь, вы можете легко погружаться туда с помощью более тонких уровней интеллекта, а на грани интеллекта – выйти за рамки. «Выйти за рамки» – ключевое слово. Вы почувствуете неограниченное сознание, которое современная наука называет «Единое поле», оно же Атма, что означает «Я» с большой буквы. Это именно то «Я», о котором идет речь в высказывании «познай самого себя». И это внутреннее сознание – неограниченный интеллект, неограниченное творчество, неограниченное счастье, любовь, энергия, мир, сила в каждом из нас. Ведь враг творчества – негативность. Если вы очень сердитесь, то отравляете себя, отравляете свое окружение, и гнев контролирует ваш ум. Вы чувствуете подавленность и вряд ли можете что-то делать. Я называю это «удушающим резиновым клоунским костюмом негативности». Да, многие из нас живут в этом зловонном резиновом костюме. Если вы начинаете выходить за рамки ежедневно, этот костюм растворяется. Автоматически это побуждает к работе, вы расширяете сознание, получаете поток идей на более глубоком уровне, имеете возможность проявлять больше творчества, увидеть более широкую картину. Таким был мой опыт.

–  Несколько неожиданный вопрос: каково ваше отношение к искусственному интеллекту?

–  Наука двигается вперед, новые изобретения появляются одно за другим, но так много изобретений используются для чего-то негативного. Мне хочется сделать этот мир счастливым и позитивным, чтобы эти новые изобретения можно было использовать для добра.

КИНО

–      В каких героях или персонажах вы больше всего заинтересованы как режиссер?

–  Я заинтересован в каждом из них. Все вместе они составляют сюжет, взаимодействуют, и когда ты знаешь, что этот персонаж такой, а тот – вот такой, и представляешь, как они встречаются, в мозгу что-то происходит. Это нечто невероятное – когда сюжеты и персонажи взаимодействуют, поэтому в конечном итоге они начинают нравиться все, они все очень важны.

КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ТВИН ПИКС» / ФОТО С САЙТА IMDB.COM

–  Сны – важный мотив ваших фильмов. Используете ли вы собственные сновидения для сценариев?

–  Я почти не черпаю идеи из снов. Это было, возможно, пару раз, когда мне приснилась какая-то идея, но я всегда говорю, что мне нравится логика сна. Логика сновидения и абстракции, свойственные кино, дают ощущение, которое трудно передать словами. Абстракции – такие, как в снах, – и логика снов – вот что я люблю.

– Ваши фильмы с точки зрения коммерции бывают не очень успешны. Как вам удается найти средства для новых проектов?

– Вы пытаетесь воплотить свои идеи в кино и хорошо проводите время, когда работаете и делаете что-то. Есть известное высказывание, что «человек имеет контроль над своими действиями, а не плодами действий». Мы не знаем, что случится, когда мы завершим фильм, выпустим его в мир. Иногда он проваливается в прокате, но если вы сделали работу так хорошо, как только могли, вам нравилось то, что вы делали, вам было весело делать это, то вы и чувствуете себя хорошо. Если вы делаете что-то ради денег и только, то оно не очень хорошо получается, вы чувствуете что-то вроде смерти.

–     Знакомы ли вы с украинским кинематографом?

–  Хотя я принадлежу к миру кино, но не смотрю много фильмов. Я обожаю их снимать, но я вовсе не киноман. Вот мой приятель Мартин Скорсезе – настоящий знаток, он вам все расскажет об украинском кинематографе (смех). А я не могу.

–  Правда ли, что вы собираетесь покинуть кино? Ваши поклонники очень переживают.

–  Приведу такой пример: если бы Феллини выпустил «Восемь с половиной» сегодня, его бы показывали в больших городах, может, с неделю, а дальше он бы очутился на платном телевидении. Мне кажется, что сейчас для артхаусного кино трудные времена. И все же есть кабельное телевидение, и я в последнее время думаю, что кабельное ТВ – это новый артхаус, потому что дает вам свободу снимать то, что вы хотите.

–  Ваши фильмы открыты для интерпретаций. Какие самые экстравагантные отзывы о ваших работах вы слышали?

–  Я такого не слышал, но вот что я думаю. Режиссер работает над фильмом очень долго и пытается снять его как можно лучше. И когда фильм завершен, то в него не нужно ничего добавлять, и ничего не нужно отнимать. А во время показа в кинотеатре каждый кадр фильма, сеанс за сеансом, остается таким же, но меняются зрители. И каждый из них – другой. Множество разных интерпретаций, но все они имеют право на жизнь.

–  Считаете ли вы кого-то своим преемником в кино?

–  У меня нет преемника (Смех).

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ