Объективные карантинные обстоятельства более чем на полгода закрыли все зрелищные заведения страны, и вот настал счастливый момент, когда театральные актеры, наконец, встречаются со своими зрителями. Отдавая майский «долг» весьма креативным образом, Херсонский театр им. М. Кулиша в сентябре провел таки ХХП фестиваль «Мельпомена Таврии». Но уютный зрительный зал продолжает скучать по громким аплодисментам, которые обычно звучат в спектаклях херсонцев, зато на этот раз обрадовались звезды, для которых неожиданным образом стало доступным театральное искусство.
Все спектакли проходили под открытым небом. Внутренний театральный дворик превратился в импровизированный зал, где центральное большое крыльцо с лестницей стало сценой, а в пространстве перед ним обустроили места для соскучившихся поклонников театра. Здесь с ними встретились актеры Донецкого областного театра из Мариуполя, которые показали спектакль «Верочка» по А.Чехову, а одесситы из Театра на Чайной познакомили с пьесой «Старые» А.Николаи. Киевский Украинский малый драматический театр привез недавнюю премьеру «120 ударов в минуту» К.Мураками. Николаевский художественный русский драмтеатр осовременил давнюю пьесу «Лавка» О.Гельмана, доказав, что перипетии отношений мужчины и женщины не теряют актуальности.
В центральном Потьомкинском сквере все фестивальные дни работала литературно-музыкальная сцена, привлекая встречами с музыкантами и известными писателями и драматургами. Херсонский театр кукол тоже устроил сцену под открытым небом, дети увидели спектакль «Пан Кот и правила этикета», а взрослые зрители встретились с многолетним участником «Мельпомены Таврии» — Театром Одесского разлива «ЛанжеронЪ» из Харькова и увидели спектакль «Моня» Е.Севелы.
Театр им. М. Кулиша имеет театральных подопечных — Инклюзивный театр «Обычная роль — особый актер». Любители имели честь выступить на фестивальной сцене, и надо отметить, что делали это с таким же энтузиазмом, как и профессиональные актеры. Игровой спектакль «Приключения Соломона» зрители увидели в «Парке Юрского периода», расположившемся на городской Набережной Днепра. На этой же Набережной зрители встречали Речной парад, посвященный Фестивалю. Катера, яхты, байдарки и лодки везли актеров с флагами Мельпомены, и это зрелище стало настоящим праздником для горожан, соскучившихся по культурным развлечениям.
Изюминкой фестиваля стала читка пьесы белорусского драматурга А. Курейчика «Обиженные. Беларусь». Она является заключительной в трилогии, постановку которой начали осуществлять в Театре им. М. Кулиша. Напомним, спектакль «Обиженные. Россия» есть в репертуаре, ждет воплощения «Обиженные. Украина», и вот последнее произведение, которое было написано драматургом по следам событий, происходящих сейчас в соседнем государстве. Читку пьесы, которая имеет признаки жанра «театр.doc», режиссер Сергей Павлюк превратил в эскиз будущего спектакля. Действуют несколько персонажей без имен, а только с названиями-определениями: Мертвый, Позитивная, Юный, Почтительная, Старый, Нова. По обе стороны сцены режиссер помещает два эмоциональных полюса. Рядом с трибуной Новой — бело-красный флаг, а место Старого отмечено флагом советских времен, можно понять, кто эти персонажи. Между точками старой и новой действительности — народ, представители которого с яркими и узнаваемыми чертами характеров своими монологами реагируют на происходящее. Сюжетные линии каждого начинаются самостоятельно, но впоследствии драматург так переплетает их и объединяет, что образуется единое пространство повествования и вырисовывается картина пьесы со страшной правдой. Чего стоит только один фрагмент рассказа об обстановке на выборах белорусского президента — «Наблюдатели есть, они наблюдают, но в те окна, которые заклеены бумагой...» В читке был дан художественный образ событий с выразительными трагикомическими моментами, но с телеэкранов, что на сцене тоже выглядели персонажами, демонстрировалась жестокая реальность с арестами и избиением людей. Такой диссонанс театра и действительности существенно усиливал эмоциональный фон драматургии.
Спектакль «Не плачьте по мне никогда» М. Матиос в исполнении известной актрисы Ларисы Кадыровой — совместный проект Херсонского театра им. М. Кулиша и Национального театра им. И.Франко. Эта постановка знакома херсонцам, но на этот раз спектакль «погрузили» в весьма необычное пространство, можно сказать, в руины... Областного дворца культуры. Таким образом Оргкомитет фестиваля и его директор Александр Книга стремились привлечь внимание к вопиющему факту — запустению старинного, но величественного здания города. Впрочем, такое сценическое пространство, которое словно олицетворяло состояние сегодняшней культуры и страны, придало новые смыслы тексту Марии Матиос о мудрости бабы Юстины, которая простотой своих мыслей о роде и важности традиций достигает высот философских выводов о бытии человека, о связи поколений, о том, что, в конце концов, все люди на земле — «родня»!
Существует еще одна площадка у Театра им. М. Кулиша — настоящее место релакса и творческих экспериментов — База зеленого туризма «Чумацкая криниця», которая находится прямо в лесу неподалеку от Херсона. Попробовав когда однажды сыграть спектакль в лесу, буквально между деревьев, воды, травы, олешковского песка, свежего ветра и пения птиц и поняв, какие возможности дает для театра живая природа, Театр сделал «Чумацкую криницю» постоянной площадкой для своих спектаклей и творчества гостей фестиваля. В сказку «Сна в летнюю ночь» У.Шекспира посредством иммерсивного театра помогли окунуться актеры Театра имени М. Кулиша. Зрителям здесь не давали спокойно сидеть и наблюдать за фантазиями колоритных героев, их буквально вели по «тропам» сюжета по территории. Надо было поражать! Темноту преодолевали с помощью огненных факелов, фантазию включали на полную, можно было и посидеть на пне, отмахиваясь от мошкары, почувствовать прохладную свежесть озера, помочь шаловливому духу Пака залезть на дерево, поваляться вместе в сене и хорошо посмеяться над превращениями персонажей хотя бы в Осла, Паутинку, Зернышко, Бабочку или Горошка!
Действо Киевского Дикого театра, который привез спектакль «Кайдаши 2.0» Н.Ворожбит, тоже было как будто создано для сцены между деревьев. И пусть это было не то село, которое когда-то описал Нечуй-Левицкий, реалии сегодняшнего дня, в которых можно было угадывать непривлекательные черты современников, по-настоящему огорчали... Неужели украинцы такие, неужели у нации все потеряно? Может, то зеркало, в которое театр предложил посмотреть зрителю, ужаснет, и понимание заставит опомниться? Надежда малая, но сила искусства велика!
Оптимистическая точка Фестиваля была веселой, зажигательной, по-настоящему театральной. Под таврийскими звездами бушевала стихия театрального капустника. Было смешно, причудливо, талантливо, актеры в который раз доказывали, что они умеют существовать на сцене во всех ипостасях — танцевать, петь, шутить, играть, веселить бесконечно! Тема была актуальной: выгоняли и противостояли козням Короновируса (в его роли выступил постановщик капустника — главный театр Театра Сергей Павлюк). Конечно, искусство победило! Весы, на которых взвешивались болезнь и талант, однозначно перевешивались здоровым смехом и актерским мастерством! Уместным рефреном капустника стала фраза — «Нам здесь жить»! Да, жить здесь, под этими херсонскими звездами, украинским небом. Любить свою землю, делать ее лучше своим искусством! Выходить на сцену против всевозможных вирусов единым культурным фронтом!
Номінації ХХІІ театрального фестивалю «Мельпомена Таврії»"
«Краща жіноча роль»
Лариса Кадирова, народна артистка України
Вистава «Не плачте за мною ніколи» М. Матіос
Херсонський обласний академічний музично-драматичний театр ім. М. Куліша / Національний академічний драматичний театр ім. І. Франка (спільний проєкт)
«Краща чоловіча роль»
Віталій Бондарєв, заслужений артист України
Вистава «Моня» Е. Севели
Театр Одеського розливу «ЛанжеронЪ» (м. Харків)
«Творчий діалог мистецтва і природи»
Вистава «Сон літньої ночі» В. Шекспіра (режисер Є. Резніченко)
Херсонський обласний академічний музично-драматичний театр ім. М. Куліша
«Краща жіноча роль другого плану»
Вікторія Кириченко за роль Пака
Вистава «Сон літньої ночі» В. Шекспіра
Херсонський обласний академічний музично-драматичний театр ім. М. Куліша
«Краща чоловіча роль другого плану»
Сергій Мевша за роль Горошка
Вистава «Сон літньої ночі» В. Шекспіра
Херсонський обласний академічний музично-драматичний театр ім. М. Куліша
«Кращий акторський ансамбль»
Вистава «Кайдаші 2.0» Н. Ворожбит
Дикий театр (м. Київ)
«Кращий акторський дует»
Віолета Мамикіна, заслужена артистка Росії та Андрій Карай
Вистава «Лавка» О. Гельмана
Миколаївський академічний художній російський драматичний театр
«Віртуозне акторське партнерство»
Денис Фалюта, Владислав Костика, Ганна Мільошина
Вистава «Старі» А. Ніколаї
Театр на Чайній (м. Одеса)
«Краще музичне оформлення»
Вистава «Вірочка» А. Чехова (режисер-постановник, музичне оформлення - Л. Колосович, заслужена артистка України)
Донецький обласний академічний драматичний театр (м. Маріуполь)
«Краще сценографічне оформлення»
Сценограф Юлія Заулична
Вистава «Кайдаші 2.0» Н. Ворожбит
Дикий театр (м. Київ)
«Музично-сценічний експеримент»
Вистава «120 ударів на хвилину» за мемуарами Х. Муракамі (режисер С. Весельський)
Український Малий драматичний театр (м. Київ)
Спеціальний приз «Захоплення» Експертної ради фестивалю
Акторам-аматорам та їхнім батькам
Вистава «Як папуги стали кольоровими» Ф. Шапіро та М. Пляцковський (режисер І. Корольова, заслужена діячка мистецтв України)
Інклюзивний театр при бібліотеці «Звичайна роль – особливий актор» (м. Херсон)