Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Меняем стереотипы

Во Львовском Национальном оперном театре состоялась премьера оперы-мифа Ukraine — terra incognita
5 ноября, 2021 - 10:30

Постановку осуществили молодые, талантливые, творчески амбициозные и фанатично преданные своему детищу музыканты, актеры, художники, видеоакустические профи, менеджеры, которые организовались в своеобразный клуб «Молодая опера». Собрала их Память о своем славном земляке — певце и воине, Герое Украины Василии Слипаке. Ему и посвятили оперу-миф, который несет определенный символический смысл: ведь «МИФ» был позывным Василия-воина. Символично также, что премьеру презентовали в День защитника и защитниц Украины.

«Опера молодой демократической Украины», — так озвучил после премьеры свое впечатление известный канадский журналист Юрко Полякивский. «Це бере тебе зсередини, і це хочеться переживати і переживати знову»; «нестандартно, незвично, дивовижно абсолютно все»; «здається, що жодна людина сьогодні не вийшла із залу такою, якою до нього зайшла»; «відбувається пробудження у душі незримих струн»; «затягувало в якусь невідому магнетичну галактику» (из услышанного после премьеры).

Отзывов было много и разных, однако во всех чувствовалось неподдельное восхищение, а в роскошном зале Оперы действительно царила магическая аура удивительного действа: аутентичное пение старинных народных песен сочеталось с модерной симфонической партитурой и современной хореографией, free-джаз с текстами народных легенд, новейшие видеоакустические средства с завораживающей игрой света и замысловатыми костюмами. Опера как музыкальный театр — театр содержания и чувств, где актеры являются певцами, а певцы — актерами, где каждое слово произносится музыкальной интонацией, где опера является живым процессом создания, что, собственно, и составляет ее первозданную суть. И все это обращено, по словам писателя Юрия Андруховича, «до архетипних струн, глибинних кореневих речей». Через пять мифов (Род, Дом, Любовь, Степь, Железное Сердце) ретранслируются духовные смыслы и чувственные образы национальной памяти, через древнейшие легенды, мифологические повествования творится мифологема современности, где героем является Воин-Защитник (Железное Сердце), которым, вовсе не случайно, и завершается опера-миф. (Более развернутые материалы об опере смотрите в публикациях в газете «День» за 27 мая и 10 сентября 2020 г.).

Напомню, что творческая идея принадлежит арт-директору проекта — известному режиссеру, певице, исследовательнице аутентичного пения Ульяне Горбачевской. Соавтором музыкальной партитуры выступила выпускница Львовской национальной музыкальной академии и Королевской Консерватории в Гааге (Нидерланды), композитор Мария Олийнык. Но есть еще один человек, без которого опера не зазвучала бы во всей своей первозданности народного музыкального творчества. Имя ее Доминика Чекун. Редкая мастерица аутентичного пения, берегиня фольклора северного Полесья, пани Домна (как ее с любовью величают) передает свое бесценное искусство певческой молодежи. В свои 86 (!) она, с ее личных слов, помнит 150 песен, каждая из которых состоит минимум из 8-10 куплетов. Уникальное пение пани Чекун звучало в соборе святого Владимира в Париже, она была приглашена как особенный гость к участию в проекте «Ковчег Украины», ее записи вошли в аудиоколлекцию мирового наследия традиционной музыки ЮНЕСКО. Пани Доминика оказалась замечательным педагогом, а ученики — исполнители оперы — на удивление талантливыми: ведь овладеть сложной старинной техникой народного пения очень непросто. Передавала она то, чему научили ее бабушка и родители: «так петь, как пели в моей семье, чтобы чувствовался глубокий и тысячелетний мой корень».

Собственно, поэтому нужно говорить не об авторах, а, скорее, творцах оперы:  это десять певцов-актеров, которые поют и «расшифровывают» содержания-смыслы песен, которые формируют масштабную мозаичную партитуру и объемный сюжет оперы-мифа, это музыканты оркестра Ukraine Festival Orchestra под управлением Тараса Вергуна, это импровизаторы на саксофоне, перкуссиях, народном инструментарии Игорь Гнидин, Михаил Балог, Ришард Лятецкий, хореограф Артем Шошин — ведущий солист хорошо известного и руководимого Раду Поклитару «Киев Модерн Балета», это также художники по сценографии и костюмам Владимир Олещук, Марта Ваххольц и видео-арт (VJ group CUDT).

Наполненные красотой мелодий, народной мудростью, обрядностью, эти пять мифов способны раскрыть для многих и многих действительно еще неведомую им Украину. Следовательно, назначение этой новаторской оперы — презентовать Ukraine — terra incognita сначала в самой Украине, во всех ее регионах. Возможно, сейчас она еще не найдет своего места на мировом рынке современной оперы, где превалируют эпатажные средства и спецэффекты, а музыкальная драматургия подчинена, в первую очередь, внешним зрелищным и акустическим эффектам.

Об этом, кстати, шла речь на весьма интересной дискуссии «Современная украинская опера: как попасть на мировую сцену?», состоявшаяся как специальное событие  сразу после премьеры. Речь шла, в частности, и о том, что фольклорное стремление обычно воспринимается на мировой оперной арене не больше, как национальная экзотика. Хотя в этом смысле Ukraine — terra incognita, напротив, преодолевает и разрушает устоявшийся стереотип. Ведь через глубинную народную культуру, через духовные струны ее творцы обращаются к основам и ценностям человеческого бытия и побуждают вслушаться в себя, почувствовать себя причастным к истокам своего рода, своего Дома. (Неслучайно в Харькове почти одновременно состоялась еще одна премьера современной украинской оперы «Вишиваний. Король України», автор музыки которой Алла Загайкевич. Совсем иная по стилю и средствам, эта опера тоже обращается к теме украинской истории, ее легендарных героев как поиску национальной идентичности). 

Опера-миф Ukraine — terra incognita вышла за пределы Львовского театра и охватила online свыше 12 тысяч зрителей по всему миру, количество которых все растет с новыми пересмотрами. Специально для трансляции украинские разработчики Ukr.Stream — Glоbal Streaming Services, которые делали стримы с Революции Достоинства и являются продюсерами номинированного на «Оскар» фильма «Зима в огне», создали программу «Виртуальная опера». Благодаря этой программе, зритель в любом уголке мира впервые мог собственноручно переключаться между камерами, выбирая объект созерцания, а съемка из видеосистемы DynamiCam давала возможность почувствовать себя присутствующим на сцене. Для расширения зрительской аудитории организаторы создали своеобразную «Платформу послов оперы-мифа», которая собрала свыше ста лиц и организаций из 30 стран. Осуществление проекта сделали возможным YMCA Lviv и Фонд Василия Слипака при поддержке Украинского культурного фонда.

P.S.

Год назад премьере в театре помешал карантин, и опера-миф вышла в формате online, который и сейчас становится, к сожалению, привычным способом существования нашей жизни во время пандемии.

Леся ОЛИЙНЫК, искусствовед, Львов — Киев. Фото Рейтер
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ