Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Месяц Украины» в Венгрии

25 сентября состоится международная премьера гоголевской «Женитьбы», а затем — гастроли Киевского молодого театра
24 сентября, 2009 - 19:59
СТАНИСЛАВ МОИСЕЕВ (СПРАВА) РЕПЕТИРУЕТ С ВЕНГЕРСКИМИ АКТЕРАМИ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ МОЛОДОГО ТЕАТРА

В сложный для некоторых стран период и в культуре образуется вакуум. Не только организация всевозможных акций, фестивалей и проектов сегодня становится неразрешимой проблемой, но, порой, и участие в них.

Вместе с тем, не смотря на трудности, некоторые театральные коллективы все же не занимают выжидательную позицию, а действуют, поддерживая оригинальные арт-идеи своих коллег из других стран. Так, художественный руководитель Киевского молодого театра откликнулся на приглашение Драматического театра имени М. Йокая (г. Бекешчаба, Венгрия) принять участие в международном проекте «Центрально-европейский театральный круг».

Достаточно оригинальна концепция программы — презентация культурных достижений семи соседних стран (Украины, Словении, Австрии, Хорватии, Румынии, Словакии и Сербии). Каждый участник (один от страны!) на протяжении месяца ставит спектакль по произведению своего соотечественника на сцене венгерского театра имени М. Йокая. Важным является тот факт, что проект открывается «Месяцем Украины». И уже 25 сентября состоится премьера спектакля Станислава Моисеева «Женитьба»: в юбилей Гоголя не только со сцен нашей страны (вспомним, что последняя постановка «Женитьбы» в Киеве — Валентина Козьменко-Делинде на сцене Театра им. И. Франко), но и в театре Венгрии прозвучит произведение великого классика.

В контексте «Центрально-Европейского театрального круга» также пройдут гастроли Молодого театра со спектаклем «Маринованый аристократ» по пьесе Ирены Коваль. Гости и участники феста увидят причудливую историю украинского актера, отправившегося в поисках лучшей судьбы в Англию; познакомятся со странными стариками, которые быстро адаптируются к привычкам и выходкам гостя. Киевляне, наверняка, помнят, что в этом спектакле много фантазии, иронии и душевного тепла. А что еще нужно, чтобы достучаться до сердца зрителя? Причем, совсем не важно, в какой стране он живет. Ведь теперь он находится в таинственном и прекрасном «круге» — круге искусства.

— Мы очень надеемся, что проект «Центрально-европейский театральный круг» поможет экспортировать культуру Венгрии в Украину, и наоборот — мы сможем представлять украинское искусство у нас в стране. Вполне возможно, что благодаря этой акции киевский театр достойно заявит о себе в Европейском контексте. Не даром для участия в проекте были приглашены только коллективы высокого художественного уровня, — рассказал Петер Фекете, худрук — генеральный директор Театра им. М. Йокая. — Основными нашими задачами являются европейское партнерство, обмен артистами, объединенный маркетинг и совместные проекты в будущем. «Лицом к луне» — это наш своеобразный девиз, т.к. с луны все видно — вот и мы стремимся заметить всех и каждого. Хотелось бы, чтобы украинские участники «Центрально-европейского театрального круга» еще приехали в Венгрию, и мы, в свою очередь, надеемся посетить Киев.

— Меня как украинского режиссера пригласили участвовать в проекте «Центрально-европейский театральный круг». Была идея поставить произведение украинского автора — я предложил «Женитьбу» Гоголя. Такой выбор дает возможность достойно отметить 200-летний юбилей нашего великого земляка, — подчеркнул Станислав Моисеев, худрук-директор Киевского академического Молодого театра. — К тому же, Гоголь хорошо известен в Венгрии (только в этом году в театрах страны будут поставлены четыре спектакля по пьесе «Женитьба»).

В процессе переговоров мне поступило предложение показать в рамках «Украинского октября» спектакль Молодого театра — венгерская сторона хотела, чтобы это была постановка по современной украинской пьесе. Выбор остановили на спектакле «Маринованый аристократ» по произведению Ирены Коваль.

Будучи какое-то время в Венгрии, и наблюдая за тем, что происходит в культуре, могу отметить, что театры, их атмосфера очень схожи во всем мире. По сравнению с украинскими, есть и важные отличия: значительно выше уровень технического состояния, материальной базы, организации работы постановочной части. К тому же, менеджмент и рекламные бюджеты заметно превосходят наши. Хотелось бы также отметить высокий уровень подготовки и дисциплины актеров: реплики «нет», «не могу», «у меня болит» — тут попросту отсутствуют. Исполнительнице роли Агафьи Тихоновны после двух дней репетиций сделали операцию (удалили аппендицит), но уже через пять дней она была на сцене, выдерживая очень серьезные нагрузки. Венгерские актеры чрезвычайно собраны и во время репетиций сконцентрированы только на работе.

В Венгрии работают театры двух типов: репертуарные (в крупных городах) и бродвейского типа. Театр им. Йокая — это бродвейский театр. От участия в проекте я ожидаю, прежде всего, хорошего спектакля. Надеюсь в будущем показать его в Киеве, Львове и Херсоне.

Елена ВАРВАРИЧ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ