Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Мэтров покоряет нежность

9 февраля, 1999 - 00:00

Однако сейчас, после серии прекрасных концертов, даже скептики
вынуждены признать: Львов получил не просто элитарный праздник, но и увидел
действительно безупречный уровень его организации. О предварительных итогах
и перспективах этого незаурядного проекта корреспондент «Дня» Ярина КОВАЛЬ
предложила поделиться мнением его инициаторам — режиссеру Сергею Проскурне
и директору творческого объединения «Дзига» Маркияну Иващишину, а также
ректору Львовского высшего музыкального института имени Н. Лысенко Марии
Крушельницкой.

Мария КРУШЕЛЬНИЦКАЯ: Когда-то во Львове гастролировали
Рихтер, Коган, Ойстрах, другие выдающиеся исполнители. Теперь — полная
пропасть. Филармония едва теплится. Учитывая это, проект можно только приветствовать.
Ибо благодаря ему имеем возможность услышать выдающихся музыкантов, а переполненные
залы доказывают, насколько публике недостает настоящих творческих впечатлений.

Сергей ПРОСКУРНЯ: Я смотрю на этот проект несколько шире.
Как арт-продюсер, я ставил перед собой задачу создать такое творческое
событие, которое не только заинтересует публику, но и в значительной степени
будет стимулировать саму творческую ситуацию, подобно тому, как брошенный
в воду камень создает вокруг себя волны.

Маркиян ИВАЩИШИН: Когда мы начинали проект, было много
сомнений: захотят ли все эти гранды к нам приехать. Дирижер Роман Кофман
и режиссер Сергей Проскурня сделали максимум, чтобы культурные мэтры переступили
через свои коммерческие требования и выступили во Львове. Проект показал:
невзирая ни на какие затруднения, сейчас вполне возможно что-то делать
в культуре.

— Все ли артисты, побывавшие во Львове, действительно являются
«грандами искусства»?

Маркиян ИВАЩИШИН: Видите ли, есть определенный уровень
и определенные иллюзии. Но весомо и то, и другое. Возможно, мы и переоценивали
некоторые имена, но в то же время, благодаря их концертам, открывались
музыканты, до сих пор нам неизвестные. Именно украинские музыканты, как,
скажем, киевлянин Игорь Ищак, который «сорвал» на концерте значительно
более громкие аплодисменты, чем разрекламированная «звезда». Итак, на этой
сцене в сравнении с высокогонорарным грандом стало понятно, что и мы имеем
личностей не хуже.

— А вас не удивляет феноменальная некритичность львовской
публики, когда после каждого (!) концерта все зрители аплодируют стоя и
кричат «браво»?

Мария КРУШЕЛЬНИЦКАЯ: Лично для меня эти единодушные вставания
— какая-то удивительная и непонятная традиция. Наверное, мы очень гостеприимны,
поэтому абсолютно всех и воспринимаем доброжелательно.

Маркиян ИВАЩИШИН: Если бы во Львове была насыщенная концертная
жизнь, то существовала бы ситуация для дискуссий. А пока что и сам проект,
и приглашенные исполнители воспринимаются как какая-то диковинка. Плюс
на сознание публики давит реклама: сказали — гранды, значит, гранды. Львов
— очень консервативный город. На профессиональную критическую оценку здесь
мало кто способен, тем более в условиях, когда весь зал находится под влиянием
эмоций. С другой стороны, для любого львовянина приятно, что он видит на
сцене мировую величину. А впрочем, есть в этой открытости и свои преимущества.
Гидон Кремер дал четыре концерта в Украине: два во Львове и два в Киеве.
Для него это нетипично, потому что, обычно, во время турне он выступает
в каждой стране только раз. Но для нас сделал исключение. Дело в том, что
здесь другая атмосфера, которая дает возможность жить в реальном мире,
а не в мире иллюзий. Приехав во Львов, гранды живут не в самой блестящей
гостинице, питаются в «Вавилоне» — месте, где «тусуется» творческая молодежь.
Это общение со львовской элитой для визитеров оказалось очень важным. Иначе
говоря, все академическое искусство мира держится на определенном снобизме,
а во Львове покоряет как раз теплота, человечность, искренность. Грандам
приятно, что здесь к ним относятся не как к «звездам» — механизму зарабатывания
денег, а просто как к творческим людям.

P. S. В ближайшую субботу, 13 февраля, в рамках арт-проекта
«Гранды искусства во Львовской опере», который, кстати, происходит под
патронатом директора Национальной телерадиокомпании Зиновия Кулика и мэра
Львова Василия Куйбиды, выступит прославленная грузинская театральная семья
— Софико Чиаурели и Котэ Махарадзе.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ