С самого начала своего основания в XVII в. Киево-Могилянская академия была мощным центром развития драматургии на украинских территориях. Период барокко до сих пор считается «золотой эпохой» национального театра.
В настоящее время в Национальном университете «Киево-Могилянская академия» действует Студенческая театральная студия. О ее истории, которая началась в 1991 г. вместе с возрождением учебного заведения, рассказала руководитель Студенческого театра НАУКМА Татьяна ШУРАН — актриса, ведущая, преподаватель Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени И. Карпенко-Карого:
— Под руководством Валерия Бийченко существовал знаменитый Киевский экспериментальный театр, в котором работала и я. Он, хоть и имел государственный статус, но не имел своего помещения, — вспоминает Т. ШУРАН. — Владимир Дяченко, первый директор Культурно-художественного центра Киево-Могилянской академии, привел на спектакль «Выстрел в вишневом саду» по А.Чехову тогдашнее руководство Киево-Могилянской академии во главе с Вячеславом Брюховецким. После спектакля нас пригласили в КМА, но при условии, что мы будем заниматься театральным искусством со студентами. Фактически В.Бийченко стал первым руководителем Студенческого театра — он работал с профессиональными актерами и привлекал к тренингам, а затем и к спектаклям, желающих студентов. Когда Валерий Бийченко поехал преподавать в частную театральную школу в Берлин, в Студенческий театр пришла Алла Заманская, а со временем его возглавил театр Анатолий Петров. Именно под его руководством были созданы первые спектакли при участии только студентов. Этот театр под названием «Людус» просуществовал восемь-десять лет. Потом наш профессиональный театр работал параллельно с ним, но впоследствии его соединили с театром «Золотые ворота», чем и завершилась его история...
В сентябре 2003-го тогдашний руководитель Культурно-художественного центра Елена Замостян (кстати, в ее честь названа художественная галерея, которая функционирует в КХЦ) предложила мне поставить со студентами «Веджвудский чайный сервис» по Павичу. С тех пор Студенческий театр Могилянки работает постоянно. Наши актеры сыграли ряд спектаклей: «Молитвы тех, кто не молится» Януша Корчака, спектакль-коллаж «Дарт. Параджанов», этюдный спектакль «Шортові історії» и др.
Мы занимаемся разными направлениями театра, но одним из ключевых является уличный театр. Как новое явление в Украине уличный театр появился благодаря Валерию Бийченко, который перенял замысел от поляков. В частности, в Польше уличным театром активно занимался Евженио Барба, ученик знаменитого режиссера Ежи Гротовича. Мы научились работать на ходулях, а затем привлекали к уличным спектаклям студентов. Теперь в КМА даже существует традиция: на посвящение в спудеи и на День Академии яркие ходулисты выходят и дарят людям радость. Это — театр-праздник.
Со студентами Могилянки я работаю иначе, чем со студентами Университета им. Карпенко-Карого. Я уверена, что актеров и режиссеров нужно готовить при театрах, киностудиях, а не в отдельных учебных заведениях. Теорию можно рассказать за час, но для работы в театре и кино нужна постоянная практика, актерская среда, которая может дать студентам значительно больше. Каждый человек с детства талантлив. Со временем люди это поймут, перестанут себя ограничивать и будут развивать способности на протяжении жизни. Для этого нужно слышать, видеть мир и быть собой.
Приятно смотреть, как студенты растут, становятся более открытыми миру, менее скованными, развиваются в театре, а затем сами проявляют инициативу относительно постановок. Например, студент-программист третьего курса Назарий Залуцкий написал пьесу-абсурд «Клаустрофобия», работать над которой мы начнем в декабре. Очень удачной была инициатива студентки-литературоведа Анастасии Тищенко, которая уже шестой год занимается театральным искусством в Могилянском театре. Она предложила поставить поэму Евгения Плужника «Галилей» и сама же ее срежиссировала. Она увидела в ней глубокие философские проблемы: как человеку быть в мире, куда двигаться, как реагировать на общественные изменения, на ход истории. Впервые зрители увидели «Галилея» в ноябре прошлого года, а сейчас для постановки мы расширили арсенал текстов с помощью поэзий Богдана-Игоря Антонича, Николая Чернявского, Василия Стуса, Константина Мордатенко и Юрия Издрика. Стихотворения, которые мы отобрали, вписываются в заданный Плужником тон и выстраивают образ украинского интеллигента с 1930-х годов до сегодняшнего дня.
Недавно мы со студентами ездили в Бахмут и помогали там создавать радио. У меня есть опыт работы на радио, а им всем приходилось быстро учиться в условиях реального времени. Как говорят сами студенты, физическая близость к точкам обстрела территорий боевиками дала осознание того, что существует абсолютно другая реальность, другой спектр эмоций, переживаний людей и что эти люди нуждаются в нашей руке помощи.
Мы работали и в Краматорске от имени общественной организации STUDENA. Я делала спектакль с женами и детьми украинских военных, которые со сцены рассказывали моменты из своей жизни. Сами военные сначала очень иронично отнеслись к замыслу. Но после того, как увидели действо при участии своих родных, поняли, что на сцене можно быть собой...