События этого проекта стали обрамлением для громкой премьеры оперы «Вышиваный. Король Украины». Над созданием и постановкой почти трехчасовой партитуры выдающийся украинский композитор Алла Загайкевич работала вместе с дирижером Юрием Яковенко. А для писателя Сергея Жадана и режиссера Ростислава Держипильского это было первое в жизни длительное погружение в оперный мир, который обычно диктует свои правила и литераторам-либреттистам, и тем режиссерам, которые блестяще владеют всеми возможностями драматического театра.
О самой премьере «День» уже писал («Голоса Вышиваного», №127-128 https://day.kyiv.ua/uk/article/kultura/golosy-vyshyvanogo), а сейчас хотелось бы остановиться на тех проблемах и вызовах, которые обсуждали преимущественно уже после премьеры, в кругу тех, кто оперы придумывает, пишет, ставит, кто руководит театрами и влиятельными художественными структурами, государственными и негосударственными, кто пишет о тех спектаклях, которые уже состоялись, а также формирует современный культурно-исторический дискурс.
Событие такого масштаба стало возможным благодаря сотрудничеству трех организаций: фонда Culture. Innovations. Future, Украинского культурного фонда и «Схид Опера». В пяти секциях Форума обсуждали такие темы: «Репертуарная политика театра в краткосрочной и долгосрочной перспективе» (модератор Галина Григоренко), "Традиция и новация: оперный театр Украины сегодня» (Игорь Тулузов), «Развитие оперной культуры в Украине», «Перспективы оперной карьеры в Украине и за рубежом» (обе - Анна Ставиченко), «Оперное искусство - инструмент культурной политики и дипломатии» (Евгений Лавренчук). Кроме того, все те, кто того желал, могли посетить питчинг оперных стартапов (их презентации модерировали Анна Гадецкая и Евгений Лавренчук). Также все три дня продолжались воркшопы «Критическая сила», во время которых молодые музыковеды и театроведы под руководством профессора Юрия Чекана шлифовали собственные аналитические навыки и критическое мастерство.
СТРАТЕГИИ ПРИСУТСТВИЯ
Для руководителей оперных театров Украины «Opera UA 2021» стала редкостной возможностью для достаточно неформального общения в кругу коллег (кстати, в 2019 году это событие проходило в Одессе и было приурочено к премьере вердиевской La Traviata в постановке Евгения Лавренчука). Для многих других - возможностью выразить порой не совсем удобные взгляды и констатировать досадные факты. И при этом именно первая секция была похожа скорее на рекламные презентации театров, во время которых каждый руководитель называл запланированные премьеры, отмечал сильные стороны своей команды и те стратегические направления, которые лежат в основе творческой работы театра.
Главный режиссер киевской Национальной оперы похвастался договоренностями с выдающимся британским коллегой Тони Палмером (который, кстати, около года назад прилетал в Киев на встречу со студентами НМАУ им. П.И.Чайковского).
Директор Харьковской оперы Олег Орищенко и его заместитель Игорь Тулузов отметили, что «Вышиваный» - это чисто украинский продукт, и что Харьков - это единственный в Украине город, где национальный оперный театр работает в современном здании.
Киевская городская опера, по словам Петра Качанова, стремится прежде всего быть доступной аудитории, а потому последовательно переводит все оперные тексты на украинский и активно сотрудничает с современными украинскими композиторами, например - Александром Родиным, автором балета «Аладдин». Кстати, Александр Родин заочно стал звездой первой секции Форума - о нем вспомнила и главный режиссер одесского театра Оксана Тараненко (для Одессы Родин написал оперу «Катерина»). Она также отметила, что для любого оперного театра важно иметь репертуарный костяк и тот новый материал, на котором труппа будет расти, пытаться прыгнуть выше собственной головы.
С особым интересом слушатели ждали выступления Михаила Шведа - композитора и заместителя директора Львовской оперы, театра, который продолжает реализовывать блестящую инициативу «Украинский прорыв». Отдавая должное бережному отношению к классическому репертуару, Михаил Швед в то же время подчеркнул большую роль международных проектов, сотрудничества с зарубежными постановщиками для разностороннего воспитания певцов и оркестрантов, а также действенность разного рода просветительских событий. Интересный факт: кассовые продажи фолк-оперы Евгения Станковича «Цвет папоротника» до сих пор держатся на уровне опер Верди! Поэтому вскоре, если ничего не помешает, во Львове можно будет увидеть премьеры опер Евгения Ланюка «Чужое лицо» и «Страшной мести» Евгения Станковича.
Руководитель музыкально-литературной части оперы в Днепре Майя Лебедева сделала акцент на балетном репертуаре, к которому, по данным соцопросов, тяготеет днепровский зритель.
НИЗОВАЯ ИНИЦИАТИВА
Оперный режиссер Антон Литвинов коммуницироал с молодыми художниками, которые подали собственные проекты (или идеи) на питчинг оперных стартапов. Из более пятидесяти заявок путем зажигательных дискуссий экспертный совет выбрал для презентации на Форуме десять. У каждого из этих десяти было десять минут, чтобы убедить присутствующих на панели директоров театров в том, что именно его или ее инициатива заслуживает внимания и финансовых инвестиций.
Андрей Кошман из фонда Nova Opera рассказал об «Eros» - опере по Платоновому «Банкету», музыку к которому создает молодой украинский композитор Максим Шалыгин. Однако большая часть рассказа касалась принципов работы Nova Opera, которая с 2014 года создала и представила публике тринадцать спектаклей. Эта оперная кампания работает с малыми исполнительными составами, в основе которых - виолончель, перкуссия и клавишные. Также они мечтают создать оперу по «Энеиде» Котляревского, но пока не смогли собрать для этой идеи соответствующую команду.
Лабораторию современной оперы Opera Aperta представляли Илья Разумейко и Роман Григорьев, сидя в своем «штабе» - комнатке в здании Национального союза композиторов Украины. Их главная забота на сезон 2022/23 - это гастроли археографической оперы «Чорнобыльдорф» в Венеции, Гданьске и Бильбао, с необходимостью адаптировать спектакль каждый раз в новой локации. Кроме того, 30 и 31 октября в зале центрального корпуса знаменитой киевской «Вернадки» они покажут Opera Linqua - проект, в котором задействованы артисты Национального ансамбля солистов «Киевская камерата» и семь универсальных исполнителей, способных одновременно петь и танцевать.
Питчинг показал, насколько широко и порой даже провокационно украинские художники трактуют оперный жанр. Рок-опера «Тарас Бульба» (ее презентовали Николай Арсенюк, Сергей Радзецкий и Дмитрий Терновой) по всем признакам приближается к масштабному концерту поп-музыки. Выступление Виолетты Самонь спровоцировал основательную дискуссию об оперных студиях при наших консерваториях и вопиющем недостатке молодежных программ в украинских оперных театрах для тех, кто только закончил учебу в консерватории. Постановка «Синей Бороды» Бейли Бартока, которую презентовали Александр Спиваковский, Светлана Евдокименко и Анастасия Врублевская, имеет целью своего рода художественную профилактику домашнего насилия. Молодая режиссер София Луговая представила идею моноспектакля «Графический Пьеро», в которой она соединила две партитуры: «Лунного Пьеро» Шёнберга и «Пьеро мертвопетлюет» Александра Козаренко. Видеоряд этого спектакля был снят на киевском Подоле, поэтому этот стартап заинтересовал директора Киевской оперы Петра Качанова.
Каждый по-своему перспективные проекты представили и другие участники. Дмитрий Кутовой и Дмитрий Терновой (Road Show Opera) настаивали на важности формирования финансовой «подушки» для малых инициатив. Произведение композитора Дмитрия Малого и режиссера Юлиты Ран «Зеленый Круг» продолжило славные традиции украинской фолк-оперы. Александра Крмаджян («Ночь: отпечаток») рассказала о возможностях виртуального пространства оперного произведения. Режиссер Марина Рыжова в трилогии «KAVKA» на музыку Виктории Шинкаренко вполне убедительно доказала, насколько тонко мир кафкианских образов резонирует с современным миром, а значит - заслуживает того, чтобы стать частью украинской оперной культуры.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДОСТОИНСТВО
Все темы и горячие дискуссии на третий день Форума вряд ли удастся вместить в один текст. Острота разговора показала, что проблемы музыкального театра (и шире - украинской культурной политики) не просто актуальны, а вот-вот можно ожидать серьезных реформ в области управления в художественной сфере и, соответственно, в кадровой стратегии. Что же произойдет на самом деле и какие это будет иметь последствия - покажет время.
О чем говорили? Завлит Львовской оперы Стефания Олийнык убеждала, что просто дешевые билеты - это мало для того, чтобы выработать привычку у широкой аудитории ходить в оперу. Исторический багаж важен, но он работает только тогда, когда резонирует с потребностями сегодняшнего дня. (Хотя даже участники Форума порой забывали, насколько популярным был оперный жанр в Украине, например, в первой трети ХХ века, и существуют они же не на «выжженной земле», поэтому стоит порой пользоваться опытом прошлых поколений.)
Галина Дуб рассказала об «Оперном уикенде» и о своей мечте - запустить на полную мощность работу «Малой оперы» в Киеве на Лукьяновке, то, о чем мечтала незабываемая Евгения Мирошниченко. Дирижер «Схид Опера» Анастасия Врублевская рассказала об опыте проведения в Харькове Лаборатории камерных опер и о гастролях в Житомире, которые спровоцировали там настоящий фурор. Однако наибольший восторг спровоцировало выступление оперной певицы Елены Лютаревич-Марченко, которая после обучения в Италии вернулась в родной Каменец-Подольский и сделала там настоящую оперную революцию - со спектаклями в музейном пространстве на открытом воздухе, международным конкурсом вокалистов и «перерождением» жителей небольшого города в предприимчивых оперных фанатов. Сейчас Елена живет в Черкассах, и теперь повезло еще одному украинскому городу, не имеющему стационарного оперного театра.
Всемирным опытом делились выдающиеся украинские музыканты, получившие заслуженную славу за рубежом и дома. Максим Добролюбов и Наталья Степаняк приехали в Харьков, а четверо других звезд - Ольга Безсмертная, Алексей Пальчиков, Иван Чередниченко и Андрей Юркевич - делились собственным опытом через видеосвязь. Если попытаться вывести некое «среднее арифметическое» из их рассказов, то оно будет следующее: Украина имеет прекрасную музыкальную школу, однако стилистическое обучение, ловкость в пении на разных языках лучше приобретать на Западе. Как вариант - приглашать в Украину людей, которые знают стилевые нюансы и готовы обучать этому украинских студентов. А еще - нам очень не хватает уважения к собственной профессии, чувства собственного профессионального достоинства даже в том, где мы можем ошибаться, быть не идеальными. Поэтому стоит меньше соревноваться, сравнивать собственные достижения с достижениями других, а вместо этого больше сотрудничать и проявлять уважение друг к другу хотя бы через посещение групповых репетиций с изученными партиями.
В заключительной дискуссии встали болезненные организационные вопросы. Насколько действенной и эффективной является нынешняя конкурсная процедура по избранию руководителей художественных институций? Что делать со статусом «национальный», к которому все стремятся из-за существенных финансовых преференций? Стоит ли вообще пытаться управлять художественными процессами?
Галина Григоренко, председатель Государственного агентства Украины по вопросам искусства и художественного образования, убеждена, что напрямую управлять искусством нельзя, можно только выставлять государственные приоритеты и усиливать их через соответствующее финансовое регулирование.
Ирина Подоляк, в свое время инициировала закон о контрактной системе в художественных институтах, вполне осознает его несовершенство («как заплаты на старой дерюге») и те непростые дискуссии, которые он спровоцировал в творческой среде. Так же она не в восторге от результатов многих конкурсов, поэтому согласна, что, возможно, стоит подумать о другой процедуре назначения руководителей.
Зато недавно переизбранный директор Украинского института Владимир Шейко попытался назвать признаки полноценной художественной индустрии и доказать, что в Украине отсутствуют или очень слабые целые ее звенья. Он подчеркнул важность горизонтальной самоорганизации, способности коллективно отстаивать собственные интересы и привлекать международный опыт. Оперный форум утвердил Владимира Шейко во мнении, что мы сами очень часто не можем оценить собственную конкурентоспособность, не являемся на мировых радарах. Интересный миру украинский театр должен работать с темами, которые интересны всем, не только нам, и работать изобретательно, находить для этих тем актуальную и адекватную форму. И именно поэтому из того, что он увидел на питчинге оперных стартапов, зарубежный потенциал имеют, по мнению Шейко, лишь несколько проектов. Другая сторона этой проблемы - это знание языков, которое должно стать одним из приоритетов художественного образования.