Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Михаил Вериковский — новый контекст

Ученые анализируют наследие основателя новой современной музыки
8 августа, 2012 - 11:40

Недавно в Кременецком областном гуманитарно-педагогическом институте им. Т. Шевченко был опубликован сборник материалов Всеукраинской научно-практической конференции «Михаил Вериковский в контексте украинской музыкальной культуры и образования», посвященный 115-й годовщине со дня рождения выдающегося украинского композитора, дирижера, педагога, музыкального и общественного деятеля. Это издание — исследование творческого наследия мастера. Представленные в нем публикации освещают глубину и весомость художественных достижений композитора, его роль как «первопроходца украинской музыки».

Авторами публикаций выступили ученые-музыковеды из научных заведений Кременца, Львова, Ивано-Франковска, Тернополя и Киева. На страницах этих статей творческая фигура Михаила Ивановича предстает в самых разнообразных проявлениях, рассматриваются аспекты его хорового, оперного и симфонического творчества.

Публикации сборника делятся на несколько направлений. В частности, доктор искусствоведения, профессор Тернопольского национально-педагогического университета им. В. Гнатюка и ассистенты кафедры игры на музыкальных инструментах и хореографии Кременецкого областного гуманитарно-педагогического института им. Т. Шевченко Ольга Вальчук и Ольга Лукач сосредоточили свое внимание на вопросах теоретического осмысления творчества М. Вериковского, значении фольклорных традиций и их жанрового многообразия. Кандидат искусствоведения, доцент Львовского института искусств Ирина Антонюк анализирует ранние львовские издания произведений композитора 1920-х, а кандидат искусствоведения, доцент Института культуры и искусств Прикарпатского национального университета им. В. Стефаника Марина Булда проанализировала творчество художника в контексте современных интернет-изданий. А более всего — публикации, посвященные просветительской и воспитательной деятельности. Это и воспитание ученической молодежи (статьи заместителя директора Кременецкой школы искусств им. М. Вериковского Вячеслава Войтко и кандидата педагогических наук, доцента Алисы Шинкаренко, Кременец), и художественные традиции Волыни (статьи кандидата педагогических наук, доцента Ирины Гринчук, Тернополь и ассистента кафедры игры на музыкальных инструментах и хореографии Оксаны Дедю, Кременец), и творчество мастера в контексте украинского фортепианного наследия (статья ассистента кафедры игры на музыкальных инструментах и хореографии Елены Горбач, Кременец), и использование произведений Михаила Вериковского на занятиях в классе вокала и курсе истории украинской музыки, и просветительская деятельность школьного музея композитора Киевской детской школы искусств №2 им. М. Вериковского (статья кандидата искусствоведения Анны Дзюбы). Например, ассистент кафедры игры на музыкальных инструментах и хореографии Оксана Легкун (Кременец) изучила вопрос музыкальной и художественной деятельности династии Вериковских.

Следует отметить, что почти все работы подчеркивают ведущее значение национально-исторической тематики как важнейшей сферы творчества классика. Как отмечает в своей публикации профессор Института культуры и искусств Прикарпатского национального университета им. В. Стефаника Мирон Черепанин, «отображение исторических событий прошлого и их особенностей средствами музыкального искусства было сориентировано на осознанное познание древности». И это вполне понятно — ведь именно произведения композитора, которые были написаны на национально-историческую тематику, составляют украшение его творческого наследия — оперы «Наймичка» и «Втікачі», хоровая фантазия «Гайдамаки», оратория «Дума про дівку-бранку Марусю-попівну Богуславку», симфоническая поэма «Петро Конашевич-Сагайдачний» балет «Пан Каньовський», вокально-симфоническая поэма «Чернець», «Монологи Григория Сковороды и Ярослава Мудрого».

В настоящее время Кременецкий областной гуманитарно-педагогический институт им. Т.Шевченко, Кременецкая государственная школа искусств им. М. Вериковского, Кременецкий районный краеведческий музей продолжают плодотворную работу по изучению жизни и творчества выдающегося композитора. В поздравительном слове к сборнику ректор Кременецкого областного гуманитарно-педагогического института Афанасий Ломакович сказал, что Михаил Иванович в памяти украинского народа останется как «сівач краси і добра, талановитий заспівувач української музики, митець, свідомий свого покликання».

Антон КАРМАЗИН, музыковед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ