Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Михаил ЗАХАРЕВИЧ: «В театре строем не ходят»

9 сентября франковцы открывают свой 86-й сезон спектаклем «Наталка Полтавка»
30 августа, 2005 - 19:45
МИХАИЛ ЗАХАРЕВИЧ: «ТЕАТР ИМ. И. ФРАНКО ЖИВЕТ ТВОРЧЕСКИМ ПОДХОДОМ К РАБОТЕ НЕ ТОЛЬКО СРЕДИ АКТЕРОВ, НО И БЛАГОДАРЯ ПЛОДОТВОРНОЙ РАБОТЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»

О планах и проблемах Национального академического театра им. Ивана Франко — наша беседа с генеральным директором Михаилом ЗАХАРЕВИЧЕМ.

«ЕСЛИ КОЛЛЕКТИВ ЗАЖИГАЕТ ЗВЕЗДЫ, ТО НУЖНО БЫТЬ ГОТОВЫМИ К ПРОБЛЕМАМ»

— В прошлом году наш театр отметил свое 85-летие со дня основания, — рассказывает Михаил Васильевич Захаревич. — Один юбилей мы отметили, а теперь готовимся к следующему: уже 80 лет мы работаем в Киеве. Об истории франковцев написано немало фундаментальных театроведческих трудов и много разного. Но все сходятся на том, что основу нашего репертуара всегда составляла украинская драматургия, и на этой сцене были представлены лучшие произведения писателей мира. Наш театр еще под управлением своего первого руководителя — Гната Юры — постепенно стал лучшим коллективом Украины, и эту планку мы держим.

Сегодня в афише театра 35 спектаклей. В следующем сезоне готовим шесть новых спектаклей: «Ромео и Джульетта», «Марат Сад», «Шякантула», «Человек из Ламанчи», «Тени забытых предков», «Прощай, Чехов». К сотрудничеству пригласили лучших режиссеров: Владимира Козьменко-Делинде, Григория Гладия, Владимира Петрова, Аллу Бабенко, Сергея Маслобойщикова и других. Это мастера европейского класса.

В июне Президент Украины В. Ющенко подписал закон «О театрах и театральном деле». От коллектива франковцев могу поблагодарить Виктора Андреевича за этот столь долгожданный закон. Раньше мы не знали: кто мы такие? Бюджетная мы организация или хозяйственно-расчетная? А нынче есть четкие определения, сделаны подзаконные акты. Сегодня каждый театр может сам выбирать, кем ему быть (предприятием или бюджетной структурой) и занести это в устав. На мой взгляд, Театру им. И. Франко удобнее быть предприятием. Поскольку тогда есть возможность сделать много хороших дел для коллектива. А бюджетная организация ограничена многими рамками в своей деятельности.

— Театр — это особые отношения, все творческие личности всегда, как правило, — люди амбициозные, а от этого бывают недовольства, возникают споры. Осенью прошлого года в прессе прошли слухи, что не все так хорошо у франковцев, но до раскола не дошло. Как удалось предотвратить конфликт?

— Сегодня у нас работает хороший коллектив: лучшие из лучших мастеров театрального дела. Сейчас в штате — полтысячи человек. Сейчас наш коллектив хорошо сбалансирован. Режиссеры, которые приходят ставить у нас спектакли, всегда имеют выбор: могут найти актеров, необходимых им для конкретной постановки. В труппе работают актеры разных поколений, но мы все равно присматриваемся к студентам театральных вузов и некоторых приглашаем на постановки еще с третьего или четвертого курса. Хорошо себя покажут — возьмем в штат. Актерская селекция должна продолжаться постоянно. Не закрываем мы двери и для актеров, которые работали в других театрах, а сейчас хотят работать у нас...

Кстати, с начала 1990-х годов мы очень сложно жили, есть проблемы и сейчас, но внутренние кадровые резервы дают нам возможность с наименьшими просчетами и потерями выходить из тяжелых ситуаций. А что касается споров, то если все будут ходить строем, то это уже не театр, тогда нам «крышка»! Тот, кто впереди идет, он может пойти в другом направлении, и за ним все вместе упадем в пропасть. Поэтому я считаю, что в каждом творческом коллективе должны быть дискуссии. А когда коллектив начинает зажигать звезды, то дирекция должна быть готова к тому, что с ними будет много проблем. И это нормально. Ибо они имеют право на личное мнение. Дискуссия дает возможность высказать и услышать разные мнения, а критика администрации даже полезна, чтобы руководство не дремало, а держало руку на пульсе театра.

— На прошлой неделе часть франковцев (компания «Бенюк-Хостикоев») презентовала премьеру рок-оперы «Белая ворона. Жанна д’Арк», но не на родной сцене, а в Театре им. Леси Украинки. Почему?

— «Белая ворона» поставлена не как репертуарный спектакль, а как антреприза театральной компании «Бенюк-Хостикоев». К нам никто из них не обращался. Это их право — где играть в свободное от основной работы время. Богдан Михайлович и Анатолий Георгиевич остаются франковцами, никаких заявлений, что они хотят уйти из родного театра, они не писали. Антреприза — коммерческий проект, и очень хорошо, что наши актеры доказывают, что украинский театральный «продукт» конкурентоспособен и даст фору иностранным гастролерам. Хочу поздравить наших коллег-франковцев с успехом. В 1990-тые годы «Белая ворона», которую поставил Сергей Данченко, с большим энтузиазмом восприняли зрители. Тогда в спектакле главные роли исполняли Наталья Сумская и Анатолий Хостикоев, и благодаря им «Белая ворона» в течение более десяти лет была украшением нашего репертуара. Нынче Бенюк и Хостикоев дали новую жизнь легендарной рок-опере Ю. Рыбчинского и Г. Татарченко. Нам приятно, что на наших актеров есть определенный спрос. В сентябре наш театр начинает свой новый сезон, и если вы хотите увидеть Сумскую и Хостикоева, тогда приходите на спектакли «Пигмалион», «Кин IV», «Мастер и Маргарита», а Богдан Бенюк будет играть в «Сентиментальном круизе». Это я назвал только спектакли на сентябрь. Бенюк, Сумская, Хостикоев — были и есть ведущими мастерами нашего коллектива...

«ЕСЛИ АКТЕР НЕ ВИДИТ ДЛЯ СЕБЯ РОЛИ, ТО ПЬЕСУ СЧИТАЕТ ПЛОХОЙ»

— В последнее время некоторые актеры критикуют руководство франковцев за репертуар. Мол, на главной сцене страны больше экспериментируют...

— Я вспоминаю заседание художественного совета, когда еще был молодым актером. Может, именно в результате таких творческих «посиделок» я стал директором театра. На заседаниях худсовета даже маститые актеры очень спорили, когда речь шла о репертуаре. Потому что, если актер не видел в пьесе для себя роли, или роли для свои жены, любовницы, дочери... сразу возникали споры: зачем это ставить? Сколько у нас хороших актеров? Думаю, что сто, и каждый является творческой личностью и хочет играть главные роли. Если на каждую «звезду» поставить пять премьер, то репертуар растянется на 20 лет. Конечно, нужно выслушать актеров, но руководство театра должно иметь свою генеральную линию. Поэтому я за дискуссию, а не за ссоры.

Сегодня в репертуаре театра более 30 спектаклей, и это тоже проблема. Так как чтобы спектакли были в хорошей творческой форме — их нужно часто играть, то есть в афише нужно иметь 18 — 24 названий. У нас есть очень хорошие спектакли, но, к сожалению, идут они редко. Бывает, что новый художественный руководитель спектакли своего предшественника исключает из афиши, но, к чести франковцев, мы лучшие постановки оставляем в репертуаре. У нас много лет идут спектакли таких мастеров, как Данченко, Молостова, Дальский, Опанасенко, Козьменко-Делинде, потому что они пользуются большим спросом у зрителей. Но ведь наряду с легендарными спектаклями: «Украденное счастье», «Тевье-Тевель», «Визит старой дамы», «Мартын Боруля», «Сто тысяч», «Карьера Артуро Уи», «Мастер и Маргарита» и другими, — мы ежегодно выпускаем 4—6 премьер, и этот список растет...

«МАЛУЮ СЦЕНУ ЖДЕМ 15 ЛЕТ»

— Мы много делаем, чтобы нашим зрителям было удобно в театре. В последние годы немало сделано по реконструкции здания. Наш театр построен на месте озера, и потому имеем проблемы с фундаментом. В 1986 году было принято решение провести реконструкцию Театра им. И. Франко. К сожалению, государство не смогло дать возможность быстро и качественно отремонтировать помещение. А поэтому огромные усилия мы прикладываем для того, чтобы за два-три месяца, когда заканчивается сезон, устранить неполадки; чтобы зрителям было безопасно, уютно и комфортно в нашем театре.

Мы гордимся, что имеем прекрасных спонсоров, которые нам много помогают. Например, 85-летний юбилей мы провели, не потратив ни одной копейки из государственных средств, а за счет спонсоров: банков «Аваль», «Надра», компании «Лукойл» и других. Спектакль «Наталка Полтавка» поставили при финансовой поддержке банка «Надра», а сейчас работаем над «Ромео и Джульеттой» (кроме государственных средств, привлекаем спонсора — деньги «Лукойла»).

А Малую сцену когда-нибудь откроем. Этот вопрос не решается более 15 лет. Дело в том, что когда формировали бюджет, средства на реконструкцию Малой сцены оставили на конец года, и поэтому мы не можем провести тендер и начать работу. Даже гастроли в Севастополе, которые были прописаны как госзаказ, мы провели в долг. Жили не в гостинице, потому что это дорого, а в пансионате строителей. Руководство позволило заплатить им позже. Но мы с разными неурядицами справимся. В государственных институциях сейчас работают нормальные люди, и мы найдем с ними общий язык...

Татьяна ПОЛИЩУК, «День». Фото из архива «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ