Во львовском Музыкально-мемориальном музее Соломии Крушельницкой открылась экспозиция, посвященная 130-летию со дня рождения Василя Барвинского (1888—1963). Куратор выставки, старший научный сотрудник Музея Марьяна ЗУБЕЛЯК отмечает, что «из огромного архива материалов (около 11 тысяч!) Станислава Людкевича были отобраны экспонаты, связанные с фигурой Василя Барвинского, в частности, представлено немало фотографий. Мы надеемся на помощь наших посетителей. Пока есть возможность, ведь еще живы люди, которые помнят Василя Барвинского, хотелось бы, чтобы они посодействовали нам их расшифровать, рассказав, кто есть кто на тех фотографиях». В данное время в архиве Станислава Людкевича сохраняются уникальные материалы, рассказывающие о личных и профессиональных взаимоотношениях обоих мастеров. Кроме фотографий, на юбилейной выставке представлены рукописи, нотные издания, программы, большинство из которых экспонируется впервые.
130 лет назад, 20 февраля, в Тернополе в известном роде Барвинских родился мальчик, которого природа наделила особым талантом к музыке. Позднее он войдет в историю как талантливый композитор и пианист, музыкальный критик и дирижер, общественный деятель и педагог. Однако советский тоталитарный режим приложил все усилия, чтобы вычеркнуть имя Василя Барвинского из истории украинской и мировой музыкальной культуры XX века.
В шестидесятилетнем возрасте Василя Александровича сослали в Сибирь по несправедливому обвинению. Там Барвинского заставили подписать документ: «Разрешаю уничтожить мои рукописи». И они были уничтожены НКВДистами. После 10 лет ссылки музыкант сосредоточил все силы на восстановлении в памяти своих произведений. Умирал композитор с мыслью, что большинство его произведений бесповоротно утрачено.
После ареста имя Василя Барвинского было запрещено даже вспоминать. Его музыка, звучавшая в первой половине XX века по целому миру, замолчала на родине почти на полвека.
Возобновлением музыкального наследия и памяти о Василе Барвинском занимаются доныне. К 130-летию со дня рождения великого украинца «День» поинтересовался, как память о нем возрождают на Львовщине, в Дрогобыче. Евгений ЛЕМЕХ — коренной житель Дрогобыча работает в местном музыкальном колледже им. В.Барвинского. С 1998 года он организовывает Международный конкурс юных пианистов в честь именно этого украинского музыканта.
«ВОЗГЛАВЛЯЛ МУЗЫКАЛЬНУЮ ЖИЗНЬ ЛЬВОВЩИНЫ»
— Фигура Василя Барвинского сегодня. Кто он для украинской музыкальной культуры: выдающийся маэстро своего дела и наставник для современников? Остается ли он до сих пор музыкантом, величие которого и до сегодня не осознано украинцами?
— Он является выдающимся композитором, творчество которого еще до конца не раскрыто, а значение всеми полностью не осознано. Величие Василя Барвинского — гордости украинской музыки — в данное время продолжает возрождаться. Это то, что мы сегодня должны уважать, бдеть, лелеять, не забывать и не уничтожать. Гонения и уничтожения его творчество уже испытало предостаточно от варварской репрессивной машины.
Сосредотачиваясь на трагических перипетиях его судьбы, не всегда помнилось, какое значение он имел не только в украинском, но и мировом масштабе. Как пишет музыковед Любовь Кияновская, немногие из украинских музыкантов обрели такую мировую огласку, ведь ноты Барвинского печатались практически во всех ведущих культурных центрах мира — от Нью-Йорка до Вены и в Токио. Длительное время умалчиваемая в скрываемая его музыка только в 1990-х опять вернулась в Украину на концертную эстраду и в педагогический репертуар, и то, в первую очередь, благодаря усилиям его учеников и земляков, львовских пианистов — Олега Криштальского, Марии Крых-Угляр, Марии Крушельницкой, Романа Савицкого, который проживал в США, и некоторых других. Без учета стиля Барвинского картина украинской музыкальной культуры первой половины ХХ века выглядит неполной, поскольку он принадлежал к тем художникам, что весьма гибко и чувствительно отозвались на духовные веяния в свое время, не порывая при этом с традицией. Этому способствовало и весьма основательное, действительно европейское профессиональное образование, которое Барвинский получил в Праге. В своих духовных исканиях он очень рельефно отображает те тенденции, которые были присущи всему галицкому искусству того периода.
Кстати, свою бурную творческую деятельность Василь Александрович совмещал с огромным пластом общественной и педагогической деятельности. С 1915-го до 1948 года Барвинский руководил Высшим музыкальным институтом, который позднее стал Львовской государственной консерваторией. Это во времена Колессы, Людкевича и Кос-Анатольского. В течение всего этого времени В.Барвинский фактически стоял во главе музыкальной жизни Львовщины. Он очень много делал для украинской культуры, неутомимо пропагандируя и развивая украинскую песню и музыку.
«НАЙДУТ ЕЩЕ ТАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, О КОТОРЫХ МЫ НЕ ЗНАЕМ»
— 10 лет в ГУЛАГе, сожженные рукописи, полувековое «молчание». Возвращение Василия Барвинского до сих пор продолжается. Возрождены ли все произведения композитора?
— Память о нем возрождается. Издано большинство его произведений, о нем пишут, его музыку играют. Но до конца его творчество еще не изучено и не открыто. Найдутся еще такие произведения, о которых мы не знаем. Они где-то лежат забытые, но рано или поздно они увидят мир, и эта музыка зазвучит. На сегодня существует немало исследований его музыки и произведений. Отмечу весомый вклад искусствоведов Любови Кияновской, Стефании Павлишин. Они изучают и исследуют музыку Барвинского, пишут о ней и пропагандируют ее. Я не теоретик. Могу только поднимать то, что сделано ими. А работы еще много. Мир Барвинского еще не открыт.
Кстати, Стефания Павлишин метко отмечает: несмотря на то, что Василий Барвинский 33 года возглавлял высшее музыкальное заведение Львова, здесь не нашлось учебного заведения, которое бы можно было назвать его именем, отметив труд его целой жизни. Но это сделано в Дрогобыче. Здесь его имя носит музыкальное училище, хоть он в этом городе никогда не работал.
«КОНКУРС — ЭТО ДАНЬ УВАЖЕНИЯ ВЕЛИКОМУ МУЗЫКАНТУ»
— В Дрогобыче основали конкурс юных пианистов имени Василя Барвинского.
— Замысел организации и проведения конкурса юных пианистов имени Василя Барвинского можно отнести к 1990-м годам, когда началось возрождение украинской музыкальной культуры, когда мы получили свою независимость. Это время, когда началось возрождение забытых и незаконно выброшенных из жизни личностей. Собственно, проведение конкурса могло стать началом для их возвращения и возрождения. Возникла идея создания и проведения конкурса юных пианистов, поскольку я решил раскрыть фигуру Василя Барвинского как музыканта и пианиста, который много писал музыки для детей.
Первый областной конкурс провели в 1998 году, когда общественность готовилась отмечать 110-летие со дня рождения композитора. Найти одаренных детей, способствовать росту их исполнительского мастерства, пропагандировать фортепианное искусство через творчество Василя Барвинского — со всеми поставленными задачами тогда удалось справиться. Затем в 2002 году был Галицкий региональный конкурс, в 2005-м — Всеукраинский, а в 2008-м — первый Международный конкурс. В этом году пришлось перенести с апреля на октябрь-ноябрь четвертый Международный конкурс, посвященный 130-летию со дня рождения великого украинского композитора. Подробнее прочитать о нем можно на веб-сайте, посвященному конкурсу юных пианистов имени Василя Барвинского.
За 20 последних лет наш просветительский проект прошел сложный и длинный путь. Конкурсы мы стараемся проводить раз в два-три года. Всего их участниками стали 384 юных пианиста, среди которых, например, участники из Италии, Беларуси и Китая. География творческого соревнования с каждым проведением расширяется. Произведения великого музыканта становятся популярными и пропагандируются не только в Украине, но и за рубежом.
В целом, на Галичине забытое имя Василя Барвинского поднимается достаточно активно. Конкурсы пианистов также проходят во Львове, Тернополе и Ивано-Франковске. Много организовывается концертов из произведений Василя Барвинского в городе Льва. Например, это делает пианистка Оксана Рапита. Также пианист Яромир Боженко очень много пропагандировал творчество Барвинского и в Украине, и за рубежом, где играл на многих концертах. И не только он один этим занимается.
Конечно, хочется большего. Важно, чтобы мероприятия просветительского характера, посвященные В.Барвинскому, проходили и в других регионах Украины. Кстати, на конкурс к нам приезжает очень много участников с востока Украины. Восточная фортепианная школа очень качественная. Мне нравится, как они трактуют творчество Василя Барвинского.
Создание и проведение конкурса юных пианистов имени Василия Барвинского на Галичине — это дань уважения великому музыканту. Надеюсь, что фортепианные композиции педагога, прекрасного пианиста, композитора-исполнителя Василя Барвинского снова и снова будут оживать в исполнении юных пианистов Украины и всего мира.