«Белая тень» — так называется новая выставка, открывшаяся в офисе Программы им. Фулбрайта. Еe составили работы десяти харьковских художников, как уже состоявшихся и опытных, так и совсем молодых, — живопись, графика, фотография.
«Это проект, раскрывающий тайны обыкновенных предметов. Его авторы старались освободить предмет от функционального слоя будничности, знакомой для большинства сути. Раскрыть предмет совсем с иной стороны, которую мы называем тенью. Увидеть не то, что ожидаешь. Не утратить способности удивляться и желания играть в тайну. Мир «белой тени» — одновременно знакомый и незнакомый. Это мир воспоминаний, желаний и игры, раскрывающий для нас знакомые предметы», — говорят о «Белой тени» организаторы выставки.
Экспозиция удивительно целостна, а единственное исключение в ней — «Реквием» Романа Ногина, с его витражно-яркими красками и почти вызывающим боль внутренним напряжением. Все остальные работы демонстрируют разнообразные, иногда тончайшие нюансы единого настроения-состояния — созерцание, сон, просветлeнное умиротворение и тихая грусть (что, впрочем, не исключает порой самых коварных «скрытых пружин» — и уж тем более не мешает «размышлять в красках»).
Некоторые участники выставки представлены единственной работой, другие — обширными сериями. Кто-то предпочитает создать свой мир, населить его собственными персонажами — и разыграть с их помощью новые и старые притчи (Денис Стадник «Зыбкое превосходство»). Кто-то изучает и преображает реальность, находя в еe выверенных законах ответы на многие вопросы (Владимир Шевченко «Цвет рассвета», Алексей Постульга «Место, где свет», Владимир Носенков «Натюрморт с маской», Елена Калашникова «Пространство»). А кто-то — усматривает прелесть и смысл этой же реальности не в глобальном, а в малом — иногда предельно малом, но понятом как символ (Андрей Иванов. «Груши»; Наталья Переходенко. «Натюрморт со спицами»; Ксения Солдаткина. «В шляпке», «Окошко», «Колокольчики»; Дарья Хрисанфова. «Яблочная луна», «Течение времени»).