Мирослава Замойская (Дара Корний) на прошлогоднем конкурсе «Коронация слова» получила третью премию за произведение «Гонихмарник». Издавна среди людей живут двудушники — «гонихмарники» (гонитучники), существа, наделенные сверхъестественными способностями. Они могут управлять тучами, вызывать дождь, бурю, град или отводить их от мест человеческого обитания. Девушка Алина влюбилась в парня, не догадываясь, что он — гонихмарник. Этот роман для тех, кто хочет взять несколько уроков настоящей украинской магии и любит путешествовать по крышам. Как рассказывает автор, свой первый «взрослый» роман она написала по просьбе дочери, и, как полагает критика, у писательницы получился настоящий бестселлер. «В тени человека, который идет под Солнцем, больше тайны, чем во всех нынешних, бывших и будущих религиях», — сказал художник Джорджо де Кирико. Именно эта мысль является излюбленной у украинской писательницы Мирославы Замойской (Дары Корний), творческий мифомир которой пересекает границы между миром Солнца и Тени.
— Украинская литература достаточно интересна и многогранна. У нас есть и исторический сегмент, и фэнтези, и мистика, и социальная литература, и неплохая романтическая проза, и просто очаровательная детская литература, — говорит Мирослава ЗАМОЙСКАЯ. — Книги наших авторов по внутреннему содержанию ничем не уступают зарубежным аналогам, однако у нас на генетическом уровне присутствует комплекс второсортности. Может быть, потому, что в течение тысячелетней истории мы никогда не смотрели прямо, впереди себя, а всегда оглядывались по сторонам — то на Восток, то на Запад. Уверена, что миру мы станем интересными только тогда, когда будем интересны самим себе!
— Каким образом можно сегодня популяризировать украинскую мифологию, культуру и традиции?
— Художественная книга — самый простой путь что-нибудь популяризировать. Солидные знания из области греческой мифологии, римской, скандинавской предлагает нам нынешняя учебная школьная программа. Но знают ли многие из нас собственную мифологию, дохристианскую традицию? «Лісова пісня» Леси Украинки приоткрывает дверь в волшебный мир древнейших мифов и легенд. «І заговорили мавки, потерчата и Той, хто греблі рве, і Той, хто у скелі сидить». Но древний мир настолько велик, что рассказывать о нем можно до бесконечности и нужно познавать себя в нем, показать сначала себе, что у нас было и какими мы были тысячи лет до тысячи лет христианства. А популяризировать лучше не через лекционные курсы (конечно, специалистам это тоже нужно, даже необходимо), а как раз через художественную литературу, театр, кино.
— Мирослава Ивановна, расскажите, как выбирали прототипы героев для «Гонихмарника», поскольку там упомянуто, что ваши персонажи — студенты Академии искусств. Вы списывали героев со студентов, ведь вы там работаете?
— «Гонихмарник» в моем воображении появился благодаря «Сумеркам» Стефани Майер. Заезженные упыри-вампиры, которые перекочевывают из книги в книгу, кровопийцы без души, которые так стремятся стать хорошими. Бывает ли такое в мифологическом мире? Конечно, да, когда не совсем чистому существу это выгодно. О тебе и твоей душе он думает менее всего. Моя дочь попросила написать что-то в мифологическом ракурсе, как «Сумерки», только с украинским духом и нашими реальными современными героями. «Гонихмарник» подходил как нельзя лучше. Влюбленный двудушник. История любви всегда интересна. К тому же герои — это студенты, будущие художники. Нет, не совсем так. Художник не может быть будущим либо вчерашним, он либо художник, либо нет. У меня дочь — художница, поэтому этот мир для меня достаточно близок. Он и дома, и на работе. Здесь как раз менее всего придумывалось.
— Приоткройте завесу творческой мастерской — каковы ваши мотивы и какие цели вы ставите?
— А что такое творческая мастерская для писателя? Есть много друзей среди художников. Там действительно мастерскую можно увидеть, пощупать, прикоснуться, даже понюхать краски. Моя «мастерская» мобильная: маленький нетбук, который всегда со мной. Потому что неизвестно когда выпадет свободная минутка и возможность писать. Я придумываю истории и потом их записываю, они должны быть интересными, прежде всего, мне. Тогда их читают мои самые важные цензоры: взрослые — дочь, детские — сын. Они указывают на недостатки. Типа: «Мама, молодежь сейчас так не говорит». Дочь взялась составлять для меня «сленговый словарик», который впоследствии пригодился. Я прислушиваюсь к советам. Скоро на подходе новая книга «Тому, що ти Є» — история любви, где главные герои уже не студенты, а взрослые. Здесь также присутствует мистика, хотя она завуалирована, а в конце и не поймешь: мистика это или удивительное чувство. Концовка этого романа выписывалась довольно грустной, моя Даринка просто заставила ее изменить. Мотивация простая: «Даже за тучами в мрачный день живет солнце. Каждая хорошая книга должна давать надежду, не отнимать ее». Вот вам мотивы и цели, одной фразой.
— Сегодня «продуцирование» книг стало популярным, и, представляется, будто каждый может написать текст, распиарить его, поставить в книжном магазине на одной полке с другими книгами. Как найти разницу между массовой и элитарной литературой?
— Что значит элитарная литература? И что такое массовая? Как провести грань между первой и второй? Например, народная сказка — это массовая литература или элитарная? Конечно, массовая, потому что все — и академики, и уборщицы — начинают жизнь с колыбельной и маминой сказки на ночь. Где добро побеждает, а зло наказывается. Сказки — это хорошая массовая литература, так что я бы, наверное, говорила, скорее, о жанровой литературе. Одним нравятся детективы, другим — романтические истории или исторические эпопеи, еще кому-нибудь — фэнтези или ужастики. Чем больше выбор — тем лучше для читателя! А варианты с написанием книг и пиаром — не более чем временное явление. Можно один раз обмануть читателя, завернуть плохой товар в блестящую обертку, сделать ему суперрекламу (пиар), но купится ли на следующий раз читатель на такой обман? Вся литература стремится стать массовой. То есть доступной для всех — и по цене, и по содержательному наполнению. Спрос рождает предложение, таков закон рынка. Пусть литература будет разной, наш мир — это не черно-белая фотография, так же и с литературой, которая является частицей этого мира.
— Сейчас имя Дара Корний ассоциируется с украинской мистикой. Вы будете поддерживать этот имидж или будете искать в других литературных тематиках?
— Я начинала как детский автор. Скоро в издательстве «Теза» выходит мой детский роман «Петрусь-химородник. Чому розквітає папороть?». Это украинская народная дохристианская мифология в доступном для малышей «формате». За основу взята старая волынская легенда о цветке папоротника. То, что папоротник цветет на Купала, это не просто красивая легенда. В нашей мифологии каждое событие, предостережение или запрещение имеет четкое и меткое объяснение. И папоротник расцветает не просто так. Считаю, что следует делать то, что тебе лучше всего удается и к чему больше всего тянется душа. Поэтому с Гонихмарниками, Перелесниками, Литавицами, Бузничими, Переплутами, да и другими мифологическими героями нашей культуры буду продолжать знакомить читателя. Мой новый взрослый роман сейчас выходит в «Клубі сімейного дозвілля». «Тому, що ти Є» — это тоже маленькое окошко в древний мир украинских мифов и легенд сквозь призму современности. Рабочее название книги «Числобог», однако название немного изменили, хотя суть не стала другой. Пока что писать детективы или исторические романы — не берусь. Чувствую — это не мое. Хотя детскую литературу также не собираюсь оставлять. Потому что моему сыночку Максимке только одиннадцать лет. Пишу потому, что уже не могу без этого. В свое время писательство вывело меня из депрессии. И если хотя бы малая толика из того, что я написала, помогла кому-нибудь, отвлекла от мрачных мыслей или подняла настроение, то думаю, что выполняю свою миссию, как следует.
СПРАВКА «Дня»
Мирослава ЗАМОЙСКАЯ (Дара Корний) родилась 20 сентября 1970 года в селе Секунь Старовыжевского района Волынской области. Среднюю школу закончила в селе Княже Сокальского района Львовской области.
Закончила журналистско-редакторское отделение Украинского полиграфического института во Львове (ныне Украинская академия книгопечатания). Воспитывает двух детей — Даринку и Максима, которых считает самой большой заслугой в своей жизни. Работает во Львовской национальной академии искусств. Пишет для малышей (журнал «Ангелятко», «Ангеляткова наука»), для подростков (журналы «Крилаті», «Однокласник») и для взрослых, которые, несмотря ни на что, все еще верят в чудо. Лауреат третьей премии конкурса «Коронация слова-2010» за роман «Гонихмарник». Роман вышел в свет в издательстве «Клуб сімейного дозвілля» (Харьков). «Гонихмарник» — ее первый «взрослый» роман. После его выхода в свет автор получила неофициальное звание «украинской Стефани Майер».