Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Мистер Икс» по-украински

В Киевской оперетте презентована уже четвертая версия популярного спектакля
21 ноября, 2007 - 19:03
СЦЕНА ИЗ ОПЕРЕТТЫ «МИСТЕР ИКС» / ФОТО ЕЛЕНЫ АФАНАСЬЕВОЙ

Новую постановку по мотивам знаменитой оперетты Имре Кальмана «Принцесса цирка» осуществили режиссер Богдан Струтинский и дирижер Вадим Перевозников. Спектакль «Мистер Икс» впервые исполняется на украинском языке (либретто Зарубина и Фадеева, стихи Вратарева) .Постановка приурочена к 125-летию со дня рождения венгерского классика Имре Кальмана. Эта оперетта — лидер зрительской популярности. В разные годы киевляне видели три разные версии, а ныне их вниманию предложили уже четвертую. Похоже, чтобы не повторять коллег, Богдан Струтинский не стал анализировать предыдущие постановки и, так сказать, создал своего «Мистера Икс» с чистого листа. Но, к сожалению, говорить об этом как о спектакле-открытии, увы, не приходится.

Светлая и изящная музыка не вписывалась в довольно мрачное действие, происходившее на сцене. Цирковые трюки не помогали, а скорее отвлекали публику. Спектакль получился громоздким и в нем не было главного — опереточной феерии. Это только кажется, что жанр оперетты — легкий. Постановщик спектакля-оперетты должен обладать тонким вкусом и чувством юмора. Как известно, главное действие «Мистера Икс» происходит в цирке, и тут, казалось бы, у режиссера есть масса средств заинтриговать зрителя, но в данном спектакле было очень мало «изюминок». Невыразительные и малочисленные получились танцевальные номера (громоздкие декорации «отрезали» почти полсцены, и артисты хора, балета и солисты оказались скованными в движениях).

Любители оперетты с нетерпением ожидали номера-визитки «Мистера Икс» — дуэта Мабель и Тони (эти роли исполнили Оксана Ткачова и Арсентий Примак), но он не впечатлил публику. Отдельным куском прозвучала и знаменитая сцена в ресторане «Зеленый попугай». Актеры были очень напряженными. Не спасала ситуацию даже великолепная актриса Тамара Тимошко-Горюшко (Каролина) и ее партнер — обаятельный В. Рожков (Пеликан).

Похоже, что Б. Струтинский поставил «Мистера Икс» с печалью разочарования. И даже то, что свою знаменитую арию Мистер Икс (Сергей Авдеев) пел, стоя наверху на трапеции, не украсило постановку, а внесло напряжение в зрительный зал: все переживали — хоть бы артист не упал.

Впрочем, следует отметить, что вокальные партии Мистера Икс и Теодоры Вардье (Елена Ширяева) артисты исполняли прекрасно, да и весь музыкальный материал прозвучал в классическом ключе и вполне высокопрофессионально. Красивые голоса, слаженность, чувство партнера, полифония звучания оркестра — все это следует отнести к положительным сторонам спектакля. А вот его драматургия не была столь убедительной. У Кальмана высокомерная аристократка Теодора Вардье должна перевоплотиться на глазах у зрителей из холодной дамы во влюбленную женщину. Эту окрыленность ей должен подарить таинственный Мистер Икс, ведь когда в сердце живет любовь — можно все невзгоды преодолеть. Оперетта «Мистер Икс» именно об этом. Но перевоплощение героев в данном спектакле не происходит. Схематично играют свои роли актеры. Это касается и Елены Ширяевой, и Сергея Авдеева и др. Так, роль коварного Барона исполнял Николай Бутковский. Но ему не хватало хитрости и искренности в раскрытии этого образа. Все игралось прямолинейно грубо, а ведь в классической оперетте отрицательные персонажи должны действовать изящно и свои коварные поступки скрывать под обаятельной улыбкой...

Следует напомнить режиссеру, что Имре Кальман никогда не писал оперетту на готовый сюжет. Наоборот, на его музыку писалось либретто. И характеры персонажей заложены именно в музыке — мелодичной, щемящей, очень искренней. Кстати, композитор признался, что первая мелодия к «Принцессе цирка» была навеяна ему в дороге, а так как под рукой не оказалось блокнота, то, чтобы ее не забыть, он записал ее на манжете своей рубашки. Легкость, красота, мелодичность и искренность — вот что привлекает публику в этой оперетте уже много десятилетий, а Мистер Икс — любимый герой зрителей. Можно вспомнить, как в советские времена этого героя прославил прекрасный прибалтийский певец Георг Отс, который своим мастерством популяризировал оперетту. Новый киевский вариант «Мистера Икс», к сожалению, до этой высокой планки так и не дотянул, а жаль...

Оксана ДЕНЯКОВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ