Лесь ТАНЮК , председатель комитета Верховной Рады Украины по вопросам культуры и духовности:
— В предисловии к книге-альбому Нины Саенко Иван Дзюба пишет: «Когда заходит речь об Александре Ферапонтовиче Саенко, в моей памяти, как и в памяти моих ровесников, всплывает лето 1962-го, когда в Киеве прошла сенсационная выставка его произведений».
качества, нового увлечения, новой культуры. Я полистал свои «Щоденники» за 1962 год. Процитирую одну запись того лета.Это действительно так, и я также стал в молодые годы свидетелем открытия этого абсолютно нового
«26 мая 1962 г. Суббота. Александр Ферапонтович Саенко. Учился у Василия Кричевского. Одно панно просто гениальное — «Казак Мамай!» Я подумал, — это очень подходит для театра! Потому что здесь и стилизация, и модерная линия, и условность, и природный материал. Для театра в школе Курбаса...» Я рассказал о выставке Крушельницкому и, кажется, зажег его. Говорит, непременно придет. «Саенко — бойчукист, теперь таких, как он, почти не осталось. Всех записали в «формалисты»!..
...Тавро «формализма», за которым, конечно, прятались все остальные... «измы», долгое время висело над всеми выдающимися художниками Украины.
Николай Винграновский в те шестидесятые высказался откровенно:
«Якщо народ мій числиться формально,
Тоді я справді нині формаліст!»
Сегодня народ наш числится в мире уже не формально, а после оранжевой революции не только Россия — вся Европа заговорила, наконец, не об «украинской национальной форме», а об украинском содержании.
...Мы, сегодняшние, должны осознать собственную ответственность и перед вчерашним, и перед завтрашним. Подвижничество — к сожалению или к счастью, является частью национальной идеи. Преемственностью живет будущее. Поэтому охрана украинского культурного наследия — наш святой долг и миссия. Прекрасный альбом Нины Саенко, которая не просто продолжила дело своего отца, но и привела в порядок наше знание о нем, исследовала все, что можно было исследовать, — тому свидетельство.
Александр ФЕДОРУК , действительный член Академии искусств Украины, доктор искусствоведения, профессор:
— Александр Саенко — знаковая фигура в украинском искусстве, стойкий в творческих проявлениях стилист, верный ученик Василия Кричевского и в то же время продолжатель национальных традиций, которые были заложены его профессором, одним из основателей Украинской академии искусства.
Искусство Саенко своеобразное, особое, симпатичное нам, потому что источники народной культуры добавили ему шарм неповторимости, произвели своего рода фермент национальной привлекательности, которыми отмечены все без исключения произведения художника, представленные в разных видах и жанрах. Традиции декоративного искусства художник чтил и развивал, заботился, чтобы эти источники были чисты, наполнялись свежими животворными ручьями. Своим художественным творчеством Александр Саенко утверждал национальный художественный колорит, а поэтому и родословную, отсюда — неисчерпаемая притягательная сила его произведений, неразрывная связь их с нашей художественной памятью.
Выход в свет монографии об Александре Саенко является неслучайным и воспринимается в срезе культурологического настроения нашего с вами исторического времени, которое дало уяснение необходимости национальной идеи как ведущей основы развития культуры народа и всех демократических преобразований в свете представлений, мечты многих поколений об Украине — независимом государстве (Саєнко Ніна. Олександр Саєнко. «До становлення і розвитку українського монументально-декоративного мистецтва ХХ ст. Книга-альбом — К.: Видавництво імені Олени Теліги, 2003 — с.560). Следовательно, книга об Александре Саенко является свидетельством уважения к художнику, важным искусствоведческим исследованием, что поможет уяснить срез художественной эпохи начала ХХ в.
Автор — Нина Саенко — глубоко раскрывает творческую биографию А. Саенко, делая вдумчивый анализ художественной школы В. Кричевского, М. Бойчука. Приятно, что процессы 20-х гг. раскрыты объективно, с современных правдивых историко-искусствоведческих позиций. Нина Саенко правильно отмечает, что этот период был для молодого художника очень плодотворным и отмечен творческими поисками и экспериментами в сфере стилистики, — не без влияния его любимых педагогов-наставников, которые в творчестве воспитанников взращивали зерно национальной творческой идеи.
Страницы, посвященные анализу художественных произведений А. Саенко, воспринимаются свежо, потому что в них раскрыты неизвестные аспекты творческой жизни молодого художника, его увлечение монументальными формами, что отвечало духовной атмосфере эпохи.
Рядом с текстовым материалом, где фокусируется внимание А. Саенко к национальной тематике, автор щедро использует богатый иллюстративный ряд, который обогащает представление читателя о художественной эпохе 20-х гг. и разворачивает панораму творчества А. Саенко на фоне украинского ренессанса ХХ в.
Год за годом исследовательница прослеживает жизнь и творческое наследие Александра Ферапонтовича, воспроизводя многогранный образ человека, который для многих является примером искреннего служения лучшим идеалам народа. Оригинальный, самобытный талант художника донес к зрителю ясную, прозрачную линию традиции народного искусства как логической системы, которая в произведениях обнаружила себя в монументально обобщенной форме, декоративизме цвета и гармоничном единстве линий, лаконичном построении композиции. Творческие процессы первой половины ХХ в. нельзя представить без многогранного наследия Александра Саенко.
Важную часть исследования составляют разделы «Современники об Александре Саенко», «Эпистолярные материалы», которые раскрывают дополнительно наши представления о мастере, обогащая каждого, кто их читает, искренностью оценок, отзывов, одобрительных рецензий.
Книга о художнике правдивая и мудрая. В ней чистота тональности сохранена глубиной размышлений о назначении каждого художника на Земле, о месте и роли искусства в жизни народа и нации. Наследие художника учит нас быть бережливыми к народным традициям. Поэтому издание поучительно, оно читается с интересом, оставляя в душе каждого неповторимый след — яркий луч чистоты и добра.