Записи Рахлина пользуются огромной популярностью у профессиональных музыкантов и слушателей. Недавно американский дирижер Аркадий Лейтуш исполнил заключительную часть Второй скрипичной партиты Баха «Чакона» в обработке Рахлина для симфонического оркестра в Ялте, а затем на концертах в Киеве и Нью-Йорке. Дирижер Хобарт Эрл, возглавляющий Одесский филармонический оркестр, постоянно включает в программы произведений по партитурам Рахлина. Незаурядные дирижерское мастерство и артистизм Натана Григорьевича проявились прежде всего в неповторимом стиле, а также в искренности, простоте, умении воплотить даже очень сложный замысел композитора так, что он становился предельно ясным слушателю. Во время выступления маэстро видел и чувствовал каждого оркестранта. Как отметил музыковед Георгий Кантор, «Рахлин был рожден повелевать оркестром, слушал музыку в себе, а потом, на концертах, случалось волшебное: он проявлял это слышание, как фотографию». Мировая знаменитость, навсегда вошедшая в золотой фонд культуры Украины, Натан Рахлин много лет жил и работал в Ялте.
Сегодня Музей Натана Рахлина в Мисхоре — один из двух частных музеев Крыма, включенных в путеводитель по достопримечательностям полуострова. ...Представьте себя в японском саду. В ландшафт удачно вписались скульптурные фигуры из шамота и майолики. Сад расположен террасами. Аллея, увитая виноградом, превращается в две дорожки, которые, постепенно поднимаясь в гору, поворачивая то вправо, то влево, приводят к дому гостеприимных хозяев — Элеоноры и Игоря Лысенко. В их частных владениях, кроме чудесного сада, находится и Дача-музей Натана Григорьевича Рахлина, а скульптор Игорь Лысенко — единственный внук выдающегося дирижера — народного артиста СССР, Украины, Татарстана, лауреата Государственной премии, главного дирижера и художественного руководителя Государственного симфонического оркестра ТАССР. Экскурсию по музею для читателей «Дня» провел Игорь ЛЫСЕНКО.
ТРУБАЧ И КОМДИВ
— Дед появился на свет в Сновске (ныне г. Щорс) Черниговской губернии 28 декабря 1905 г. (10 января 1906 г.) в многодетной семье, — начал свой рассказ Игорь ЛЫСЕНКО. — Родители рано заметили музыкальные способности сына (отец Натана был капельмейстером, руководил разными ансамблями и небольшими оркестрами, исполнявшими разнообразные пьесы — от популярных увертюр до народной украинской и еврейской музыки). Мальчишкой Натан играл на свадьбах и городских праздниках. Потом подростка приняли в военный оркестр Червоноказачьего полка бригады Котовского, где он был трубачом.
— А как же он попал к знаменитому комдиву?
— Когда дивизия Котовского останавливалась в его родном городке, комдив познакомился с музыкальной семьей. Услышав, как Ноня (так в детстве звали Натана) играет практически на всех попадавших ему в руки инструментах, Котовский сказал: «Будешь горнистом в моей дивизии!». Юный музыкант с радостью согласился, а родители не препятствовали. Во всех походах, на учениях юный горнист всегда был рядом с комдивом. Натан выигрывал все армейские конкурсы трубачей-горнистов. Военные сигналы он мог давать не только сидя в седле, но даже стоя на скачущей лошади. Котовский очень ценил его, понимал, что у парня большое будущее, и направил его на учебу в Киевскую консерваторию. По семейным рассказам, юный возраст вызвал недоверие у преподавателей, но после того, как Натан блестяще исполнил скрипичный концерт Мендельсона в собственном переложении для трубы, все вопросы отпали, и Рахлин был принят сразу на третий курс. Он овладел игрой на всех духовых и струнных инструментах. Одновременно с учебой служил в оркестре Высшей военной школы в Киеве. Учился симфоническому дирижированию в Киевском музыкально-драматическом институте имени Лысенко.
ДЕД ВСЕ ПАРТИТУРЫ ЗНАЛ НАИЗУСТЬ
— Когда к Натану Рахлину пришла известность?
— Летом 1935 года, после работы в Симфоническом оркестре Самары и в консерватории, дед переехал в Донецк, где возглавил Симфонический оркестр областного радиокомитета (позже — оркестр Донецкой филармонии). Именно в это время Рахлин становится заметной фигурой в музыкальной среде. В 1938 году провел гастроли оркестра уже в качестве его руководителя в Москве, где выступления были оценены как выдающиеся. В том же году молодой дирижер принял участие в первом Всесоюзном конкурсе дирижеров, где стал лауреатом второй премии (первую премию получил Евгений Мравинский). После начала Второй мировой войны Рахлин был назначен главным дирижером Государственного симфонического оркестра СССР. А в начале 1946-го уже знаменитым дирижером вернулся в Киев и стал руководителем Государственного симфонического оркестра Украинской СССР. Одновременно Натан Григорьевич становится профессором Киевской консерватории по классу симфонического дирижирования. Потом он возглавил симфонический оркестр Московской филармонии. Ненадолго: через три года вернулся в Киев. Его концертная деятельность достигла гигантских масштабов. Он гастролировал во всех городах бывшего СССР, имеющих симфонические оркестры.
В 1950-тые часто приезжал на гастроли в Крым, давал концерты в Симферополе и Севастополе. Симфонический оркестр Крымской филармонии был тогда одним из лучших в Украине. Когда им дирижировал маэстро, коллектив достигал новых творческих высот, как отмечали музыковеды, у него появлялись новые краски, ярче становилось звучание, и это было заметно даже простому любителю музыки. Многим запомнилось, что перед дирижером Рахлиным никогда не было пюпитра с нотами — он все партитуры знал наизусть. В крымском оркестре до сих пор работают музыканты, игравшие под его руководством.
В 1966-м Натан Григорьевич принимает предложение возглавить формирующийся в Казани симфонический оркестр Татарской государственной филармонии. На этом посту он проработал до конца своих дней. Здесь Рахлин получил звание народного артиста сначала Татарстана, потом СССР, стал лауреатом Государственной премии, был награжден орденом Октябрьской революции. В Казани он и умер (28 июня 1979 г.). По желанию семьи Натан Григорьевич Рахлин был похоронен в Киеве...
— Что связывает «создателя советской школы дирижерского искусства» с Крымом, кроме гастролей?
— Став лауреатом Госпремии, Рахлин получил право построить дачу в любом месте Советского Союза. Выбрал Мисхор как самое красивое, по его мнению, место на земле. Он купил участок немного выше нижнего шоссе, ведущего в Алупку, построил дом и разбил сад. Старожилы Ялты помнят концерты, которые он устраивал на набережной, праздники песни на озере Могаби. Они собирали тысячи любителей музыкального искусства.
РОЯЛЬ, КРЕСЛО-КАЧАЛКА, АФИШИ...
— Игорь, вы открыли в доме деда Музей Н. Рахлина...
— Хлопот было много. Это теперь музей признан, включен в путеводитель по достопримечательностям полуострова. А несколько лет назад никто и слышать не хотел о нем, не верил, что это место будет привлекать многочисленных экскурсантов, музыкантов со всего мира. Основой экспозиции стали семейные реликвии, которые сохранила моя мама Леонора Натановна. Тут можно увидеть фортепиано Натана Григорьевича, его письменный стол с печатной машинкой и телефоном, этажерку с партитурами, музыкальной литературой и коллекцией пластинок, любимое кресло-качалку маэстро, различные предметы, отражающие жизнь семьи, афиши, множество картин и фотографий — самого Натана Григорьевича и людей, с которыми он работал или просто общался.
— Чем занималась дочь Натана Григорьевича?
— Мама была очень известным в Киеве экскурсоводом. Основала клуб любителей истории «Клио» и была его председателем. После ее смерти, четыре года назад, ее коллега Лариса Липская подчеркнула в одном из своих выступлений, что именно благодаря маме многие дома на Крещатике не снесли — она доказала их историческую ценность. Коллеги отмечали, что Леонора Рахлина обладала энциклопедическими знаниями: помнила историю каждого дома и улицы в старой части города. Особой популярностью пользовались ее тематические экскурсии «Храмы Печерска», «Никольские храмы Киева». Мама была музыкально одаренным человеком, но пошла по другому пути. Он окончила в Ленинграде сразу два вуза — Государственный библиотечный институт и факультет искусствоведения Художественного института им. Репина. Мама была очень тонким, умным, понимающим человеком, очень мне помогла в жизни. Благодаря ей я состоялся, как скульптор. В детстве мне очень нравилось лепить, мама это заметила и отдала в секцию керамики при Дворце пионеров. В пять лет я уже участвовал в одной из киевских выставок. Уже посмертно была издана книга «Семь чудес Киева», о выходе которой мама так мечтала.
Натана Рахлина помнят на его Родине, в разных странах мира. В Украине и в Америке созданы Мемориальные фонды памяти Натана Рахлина. Ведь у гения нет национальности — он принадлежит всем миру.