Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Моцарт и... компания

9 февраля в Национальной филармонии Украины начнется первый в этом сезоне авторский цикл от маэстро Николая Дядюры
8 февраля, 2018 - 10:30
ЗА ДИРИЖЕРСКИМ ПУЛЬТОМ НИКОЛАЙ ДЯДЮРА / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Традиционный абонемент симфонической музыки столичной Филармонии в этот раз пройдет под знаком «Моцарт плюс». Это шесть концертов, два из которых состоятся в феврале и по одному — в каждом следующем месяце до конца сезона. Главной творческой единицей цикла является Академический симфонический оркестр Национальной филармонии Украины под руководством Николая Дядюры, которому и принадлежит идея «Моцартовской серии», а также в проекте примут участие солисты из Украины, Франции, Бельгии и Японии. Итак, проект можно назвать международным.

Программы — своеобразные «прогулки» с Моцартом. Австрийский классик здесь появляется в компании младших коллег, то есть композиторов (каждый раз разных), которые жили и творили после него. Если говорить о «совместимости» имен, то организаторы концертной серии попадают, что называется, в десятку: сложно назвать компаниста, который бы не испытал в своем творчестве влияния Моцарта или по крайней мере не учился бы на его партитурах. Впрочем,  маэстро Дядюра выбрал произведения Йоганнеса Брамса, Эриха Вольфганга Корнгольда (менее всего известного у нас классика), Петра Чайковского, Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского, Сергея Рахманинова, Френсиса Пуленко и Клода Дебюсси.

Особыми можно назвать «отношения» Чайковского с Моцартом. Петр Ильич, как известно, нежно любил творчество  австрийского композитора, считал его недосягаемым идеалом, «кульминационной точкой красоты в сфере музыки». Его приношение маэстро — это сюита «Моцартиана» (это произведение прозвучит в концерте 9 февраля в Филармонии), вокальный квартет «Ночь», также и Струнная серенада Чайковского написана, по словам автора, по образцу знаменитой моцартовской серенады, «тень» Моцарта присутствует и в Пасторали из «Пиковой дамы» Петра Ильича... 

Зато не все так просто со Стравинским (в программе концерта, который состоится  30 марта его Симфония псалмов прозвучит наряду с моцартовской Симфонией №25). С одной стороны, автор «Весны священной» неоднократно признавался в любви к Моцарту, и даже открыто заявлял, что его неоклассицистская опера «Приключения повесы» создана по модели оперы-буфф «Так поступают все» Моцарта. Но, с другой — Игорь Стравинский обвинял Моцарта... в лишней чувственности. Что же, по сравнению с присущей творческой натуре Стравинского холодностью, отстраненностью, Моцарт со своими «солнечными мелодиями» действительно выглядит очень сентиментальным. Но правду говорят, что иногда притягиваются противоположности, и достаточно успешно.

Олеся НАЙДЮК, музыковед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ