Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Модерновая классика

28 августа Национальный театр им. И. Франко начнет свой 98-й сезон «Перехресними стежками»
21 августа, 2018 - 10:36
АЛЕКСАНДР ФОРМАНЧУК (РАФАЛОВИЧ) И ПЕТР ПАНЧУК (СТАЛЬСКИЙ) В СПЕКТАКЛЕ «ПЕРЕХРЕСНІ СТЕЖКИ» / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА

По традиции, франковцы открывают завесу спектаклями, в основу, которых положены произведения украинской классики. В настоящее время зрители увидят резонансную постановку «Перехресні стежки». Из одноименной повести Ивана Франко режиссер Дмитрий Чирипюк сделал сценическую историю, которая раскрывает проблемы добра и зла, поднимает темы человеческого достоинства и самые сокровенные глубины человеческих душ, что искусно показывают актеры: Петр Панчук (Стальский), Александр Форманчук (Рафалович), Татьяна Михина (Регина) и Олег Стальчук (Баран). 

Напомним, эта повесть уже была в репертуаре франковцев — в  1956 году инсценировку сделал режиссер Михаил Гиляровский, а в 2012-ом Дмитрий Чирипюк посмотрел на это произведение Ивана Яковлевича глазами нашего современника.  Его спектакль получился не только модерновым, но и стильным. Кстати, зрители могут вспомнить интересную киноверсию режиссера Олега Биймы, которую он снял в середине 1990-х. Телефильм назывался «Пастка» (по мотивам повести «Перехресні стежки»), где играл звездный авторский состав: Богдан Ступка, Ольга Сумская, Анатолий Хостикоев, Георгий Дрозд, Константин Степанков, Давид Бабаев и другие.

Дмирий Чирипюк не пошел проторенным путем, а сделал свои акценты произведения И. Франко. Действие перенес во Львов 1920—1930-х, а сюжет режиссер сократил до... четырех линий, где в тесный клубок сплелись такие извечные темы, как поиск идеала женщины и любви, болезненные аллюзии, домашняя тирания, сложная внутренняя борьба между божественным и дьявольским. А когда недостает слов, герои очень органично «разговаривают» на языке пластики (хореография Ольги Семешкиной, пластика — Владимира Абазопуло).

По сюжету, в город приезжает молодой адвокат Рафалович и встречает свою прежнюю любимую Регину, с которой его разлучила жизнь. Теперь она жена чиновника Стальского. Но любовь между героями загорается вновь, разрушая жизнь трех... Оригинальную музыку с элементами фолка (батярские песни) написал Юрий Шевченко. Спектакль привлекает стильной сценографией (галицкая кофейня, квартира Стальских, адвокатская контора, и через всю сцену проходит зеркальный лабиринт-ловушка, из которого можно выйти разве что, разбив зеркальце, а эти острые осколки, словно лезвия, разрезают по-живому судьбы героев), которую создал Андрей Александрович-Дочевский, автор видеоряда — Ирина Александрович-Беркута.

А все вместе  —  будто отражение внутреннего напряжения в котором живут и действуют, отстаивая каждый свою правду герои, не зная, не понимая, что все их стремления, чувства фатально приведут их к краху.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ