У нас есть «золотые голоса», есть рекордсмены по продаже дисков, есть чемпионы по зарабатыванию безумных денег, по продаже откровенного китча, которые скупили эфир национальных каналов ради неограниченной ротации той же таки безвкусицы. Однако они же сами, наверное, знают, что любовь невозможно купить за деньги. Это крылатое выражение великих «Beatles» будет актуальным во все времена. При наличии огромного количества «мыльных пузырей» от шоу-бизнеса на наших телеэкранах нам всем было бы очень грустно, если бы у нас не было Явления по имени Нина Матвиенко.
Выход роскошного альбома певицы «Найкраще», который содержит 25 песен, иллюстрирующих 35 лет профессиональной творческой деятельности, не был замечен в масс-медиа. Причина этого простая — масс-медиа рефлекторно реагируют исключительно на «продукты» шоу-бизнеса, высокое искусство традиционно остается за кулисами. Творчество народной артистки Украины Нины Матвиенко не является продуктом шоу-бизнеса, не является объектом бизнес-деятельности. Ее творчество — очень редкое природное Чудо. Когда говорят, что ее голос — это «Голос народа», то это не преувеличение. Впечатление полного совершенства ее пения идет от искренности, чистоты, глубины и красоты, что в сумме и создает архетип народной песни. А людей, которые способны воплотить архетип культуры целого народа на всей планете — единицы.
Основу диска составляют качественно оркестрованные народные песни, среди них особой изюминкой является «Віночок українських народних пісень» — своеобразная коллекция песен, записанных певицей от ее матери Антонины Матвиенко. Наряду с фольклорными здесь представлены лучшие авторские произведения композиторов, с которыми Нина Матвиенко сотрудничает уже несколько десятков лет. Прежде всего это настоящие «жемчужины» Игоря Поклада на стихи Юрия Рыбчинского, Дмитрия Луценко, Бориса Олийныка, песни, которые уже давно вошли в золотой фонд украинской эстрады — «Чарівна скрипка», «Дикі гуси», «Пісня про матір», «Як я люблю тебе» и другие. Поневоле сравнивая фольклор и авторскую музыку наших современников, приходишь к выводу, что через «энное» количество лет произведения того же Игоря Поклада будут восприниматься как народные. Ведь не стоит забывать, что за выражением «народная музыка» стоят реальные авторы, а вовсе не безликая масса. Эстафета передачи устного творчества из поколения в поколение предусматривала не только высокий «фильтрационный» барьер (время просеивало и хранило только настоящие бриллианты), но и полную анонимность. Так же, как в иконописном искусстве и в других жанрах, родственных со сферой духовности. Стоит отметить, что все песни записывались с лучшими коллективами, а это Оркестр народных инструментов хора им. Г. Веревки, Эстрадно-симфонический оркестр Украинского радио, Инструментальный ансамбль под управлением В. Смогителя, ансамбль «Мрія». Есть здесь и песни, записанные певицей в составе трио «Золоті ключі». На обложке своего «Найкращого» Нина Матвиенко изображена в авторском костюме художника-модельера Галины Забашты «Будяк». Интересно, что модельер сконструировала этот костюм по мотивам произведений Марии Приймаченко.
Пути искусства Нины Матвиенко по меньшей мере напоминает историю Золушки. Сказочность ее судьбы только в том, что родившись на Житомирщине в простой семье, она с детства перенимала от мамы и бабушки бесценное ремесло пения. Позднее Нина сама собирала и записывала старинные песни, большое число которых через годы вошло в книгу, которая по форме напоминает автобиографический роман. «Мои песни, — говорит певица, — это интерпретация украинского духа. Этот дух закодирован в интонации народной песни, которую без чувства генетической целостности с моим народом нельзя петь. В последнее время я все больше думаю о тайне народной песни, однако и до сих пор эту песенную магию постичь не могу — просто пою то, что хочу и то, что люблю. И как слова поражают, хотя слова — это только способ коммуникации, мелодия же оказывается сильнее. Мелодия проникает в кровь, в сердце, мелодия является носителем духа человеческих стремлений к светлому и чистому. Песенная интонация — то печальная, то веселая, — но всегда содержательная, мудрая. В «Мелодії» Мирослава Скорика нет слов, но она вытягивает из будничности, заставляет двигаться. Не окончательно мы загрубели, где-то проходит по роду к нам питательный сок и мы начинаем зеленеть веточкой древнего дерева-рода. Каждая веточка принесет свои плоды и каждая будет отвечать за свой род…»
В 1966 г. Нина Матвиенко поступила в вокальную студию Государственного академического народного хора им. Г. Веревки. Вскоре стала солисткой. В течение 1967—1968 годов продолжаются триумфальные гастроли хора во многих странах мира, среди которых США, Франция, Канада, страны Латинской Америки. Обладая очень активным коммуникативным характером, Нина сотрудничает с ансамблями «Кобза», «Березень», «Мрія», львовским хором «Дударик», академической капеллой «Думка», поет в вокальном трио «Золоті ключі». Рядом с народными обрядовыми, бытовыми и лирическими песнями ее репертуар пополняют произведения композиторов-современников: Евгения Станковича, Леси Дичко, Игоря Поклада, Ирины Кирилиной, Мирослава Скорика, Александра Билаша и других. Своими песнями Нина Матвиенко озвучила огромное количество кинофильмов, телеспектаклей, радиопьес. Кстати: некоторые фильмы можно увидеть и в наше время на канале «Культура» («Первый национальный»), трансляция начинается после… двух часов ночи (?) И это, на мой взгляд, ярко демонстрирует отношение наших телебизнесменов и теленачальников к родному культурному наследию. И пусть они хоть до утра рассказывают о «рейтингах» и «мониторингах», но в ни одной стране мира вы не встретите такого презрительного грубого отношения к самому ценному, что есть в каждой стране — ее национальной сокровищнице.
С 1991-го года Нина Матвиенко становится солисткой камерного оркестра «Київська камерата». В течение 1995—1997 годов певица реализовала два больших международных проекта: с американским Театром «LAMA TA» сыграла 16 музыкальных спектаклей в Нью- Йорке и вместе с японским танцовщиком Тадаши Эндо создала музыкальный спектакль «Під сонцем» (режиссура — Сергей Проскурня). В начале 2000 г. Нина Матвиенко вместе с композитором Анной Гаврилец и либреттистом Софией Майданской создала грандиозную ораторию «Золотий камінь посіємо». С 1999- го певица преподает в Национальном университете культуры и искусств, а в 2000-м стала президентом украинского отделения Международного совета организаций фольклорных фестивалей и народного искусства. У Нины Матвиенко множество призов, наград и премий, в частности — она лауреат Государственной премии им. Тараса Шевченко. Однако самым главным является другое — в ее лице целая нация имеет колоссальные силы модератора и ретранслятора народной мудрости. Частичку явления по имени Нина Матвиенко мы находим на диске «Найкраще».