В Молодом театре Андрей Билоус поставил спектакль по мотивам пьесы Генрика Ибсена «Мастер Сольнес» («Строитель Сольнес»). Проблематика произведения кажется очень близкой для Молодого театра. Ведь именно в этой пьесе есть афористическая фраза «Молодость — это отплата»! Для Ибсена эта истина буквальна: к стареющему мастеру Сольнесу отплата приходит в виде юной девушки Хильды, из-за которой он и погибает в финале. В сценической версии Билоуса герои, похоже, погибают оба. По крайней мере, за Хильдой наглухо закрываются железные двери пепелаца — как закрывается гроб.
Впрочем, слово «отплата» (то есть — месть) в спектакле, кажется, ни разу не звучит, зато употребляется «счет», как в ресторане. Но тем не менее. Интереснее разгадать: почему для режиссера важна именно такая развязка? Возможно, потому, что он сам еще молодой и пытается подвести первые итоги пути, пройденного его поколением. В этом смысле «Город Солнца» является как будто очередным звеном целой серии спектаклей Андрея Билоуса последних лет. Спектаклей, в которых центральными героями являются как раз молодые люди: «Коварство и любовь», «Очарованный», «Горе от ума». И здесь видим приметную особенность: Билоус исследует вовсе не банальный «конфликт поколений», а драматическую природу самой молодости. У него молодость сводит счеты не так со старшими предшественниками, как сама с собой. В итоге вырисовывается драматически-парадоксальный смысл: молодые — это не «те, кто приходит», а «те, кто отходит».
Герои «Города Солнца» и упомянутых выше спектаклей— своеобразные камикадзе, почти всегда лишенные инстинкта самосохранения. Мало того, каждый раз молодой герой — вовсе не жертва, а как будто некий детонатор, запрограммированный на то, чтобы подорвать привычное течение вещей и себя заодно. И конструкция этого детонатора всегда непредсказуема, ее невозможно обезвредить, чтобы кого-то «спасти».
В спектакле играет блестящая актерская команда. В главных ролях — Дмитрий Суржиков (Сольнес), Екатерина Кистень (фру Сольнес), Дарья Барихашвили (Хильда), Алексей Тритенко (доктор Хердал), Полина Снисаренко (Кая), Ярослав Гаврилюк (Кнут Брувик).
Режиссер назвал свой спектакль «фантастическая мелодрама». Все, что происходит на сцене — действительно фантастическое, подвластное логике сна. Художник Борис Орлов выстроил странное космическое пространство и своеобразную черную дыру, в которой плавает некая душегубка-пепелац. Все персонажи (кроме Хильды) разговаривают тяжело, как во сне, когда не слушается язык или не хватает воздуха. Мастер Сольнес чем-то отдаленно напоминает монстра Чужого из знаменитого фильма Ридли Скотта. Напротив, доктор Хердал — очень милый, даже ласковый, а при этом от него веет беспричинной тревогой и ужасом, как это бывает в сновидениях. Последний вопрос: кому снится этот сон? Возможно — Хильде. Однако все сложнее: Хильде будто снится, что она заблудилась в чужих снах, куда ходить опасно, но напрасно предостерегать от этого таких девушек, как она...