Уже сейчас организаторы уверяют, что десятую годовщину проведения Недели моды в Украине не только провели, но и отпраздновали довольно удачно. «В Украине сформировалась команда дизайнеров, у которых есть свой почерк. Единственное, чего у нас нет, если сравнивать со всем миром, это того, что наши имена ничем не подкреплены. То есть Fashion, как бизнес, только развивается. У нас это больше, чем шоу. Но оно просто незабываемо», — рассказывает модный аналитик Виктория Андриевская. Но то, что отечественные дизайнеры открывают собственные бутики за границей уже свидетельствует о высоком уровне мастерства не только шитья одежды, но и подачи собственного изделия.
«Я помню первый показ Лилии Пустовит и Сергея Быкова. Могу сказать, что сейчас это совсем иная картина, намного лучше и более интересная. Это касается и самих коллекций и роста нас, дизайнеров. Внимание к Неделе моды возросло. Мы собираем все большее количество людей и дизайнеров в залах. К тому же, уже есть профессиональная пресса, которая правильно пишет о моде плюс есть байеры, их становится все больше. Поэтому я считаю, что украинский фешн-бизнес развивается просто семимильными шагами», — рассказывает дизайнер Андре Тан.
Уже по традиции открывала Ukrainian Fashion Week Лилия Пустовит. Также в первый день свои коллекции презентовали Оксана Караванская, Виктория Гресь и WAWA, это также уже традиционное явление (см. «День», №166, вторник, 2 октября).
Алексей Залевский, как обычно, поразил нас не столько своими моделями, сколько постановкой показа. В этом году весь подиум был украшен свечами, но на этом Алексей не остановился — большие свечи он одел на головы хрупким моделям. Зато эффект поразителен. Вдохновил на создание коллекции господина Залевского известный литературный герой — Барон Мюнхаузен, внося таким образом в коллекцию элементы рококо и «необузданную легкость бытия». Пышные юбки, камзолы из гобелена, псевдоспортивные гипюровые олимпийки предложил одеть весной и летом 2008 года Алексей Залевский.
В Украине есть бренд, который занимается исключительно мехом. Это, между прочим, также свидетельствует о развитости отечественной моды. Свою коллекцию торговая марка DFurs представляла в рамках Недели моды. Уникальность коллекции заключается в том, что использованы в ней меха, которые раньше в нашей стране никогда не использовались. Это материалы (бобер, енот, норка новой тонкой выделки) особой обработки, а поэтому очень мягкие и блестящие. Утверждая, что мех усиливает впечатление от женского образа, дизайнеры DFurs предлагают оригинальные меховые вещи. Интересно, в частности, выглядят вязанные тренчи с меховыми воротниками и сумочки из норки.
Если эта коллекция со своей черно-серо-белой гаммой выглядела спокойной и изысканной, то показ Натальи Глазковой показался просто взрывом авангарда. Геометричность в ансамбле с несочетаемыми яркими цветами подтверждала заявленную картежную концепцию показа. А принты с фрагментами картин авангардных художников прибавляли коллекции еще больше небудничности и антиреалистичности. Создавая такую коллекцию, Наталья даже не надеялась на безумный спрос, так как по ее мнению украинский потребитель до авангарда еще не дорос. С точкой зрения дизайнера соглашается София Забуга, модный аналитик: «Наша публика, действительно, еще не готова к авангарду в той мере, в которой готовы в других странах», — и добавляет: «C другой стороны, авангард и мода — совсем разные понятия и это не то, к чему нужно стремиться». А вот президента информагенции Униан Ирину Геращенко, которая является поклонницей творчества Виктории Гресь авангардно настроенной назвать вообще нельзя: «У каждого свое представление о том, что такое авангардная вещь. Я, например, человек ужасно консервативный, и когда Вика Гресь заставляет меня какую-то деталь нацепить на костюм, это для меня уже безумный авангард. Но мне кажется, что, к сожалению, дизайнеры часто не осознают, что коллекции должны быть носибельными, что наша жизнь не слишком авангардна, и мы хотим иметь вещи, которые были бы универсальными, в которых можно было бы днем пойти на работу, а вечером встретиться с друзьями или даже посетить какое-либо мероприятие. Поэтому в наших дизайнерах я ценю умение понимать своих клиентов, а во-вторых (это то, что я ценю в Виктории Гресь, то, что есть у Лилии Пустовит), когда важна не только форма, но и содержание коллекции. Неправда, что лишь форма определяет моду». Действительно, мода строится не только на модных и немодных цветах, формах и фактурах. Подход к моде может быть абсолютно философским и не до конца материальным. Итак, это реверанс в сторону как раз таких дизайнеров, как Лилия Пустовит и Виктория Гресь.
Между прочим, Виктория Гресь, похоже, серьезно увлеклась панком. Уже вторую подряд коллекцию своей второй линии Viktoria Gres Denim она «наполняет» соответствующими персонажами. Плюс постановка. В прошлом сезоне — группа «Борщ», которая в живую играл на показе. На этот раз цыганская панк-группа Gogol Bordello и модели в черных нарядах и с готическим мейк-апом, со знакомыми всем большими китайскими клетчатыми сумками — коллекция была посвящена иммиграции — с 1920-х годов прошлого столетия до сегодняшнего дня.
Апофеозом национальной эстетики на Ukrainian Fashion Week стал показ коллекции Роксоланы Богуцкой, которая была изготовлена на основе оригинальных старинных бисерных буковинских и борщивских вышиванок. «Это не шароварщина, — утверждает Роксолана, — а стильные элементы, которые сегодня мы полностью можем использовать в платьях и блузах. Эта моя энная попытка привлечь внимание к этнической украинской культуре». Настоящий шедевр коллекции — изготовленное на основе пяти старинных вышиванок свадебное платье, которое было пошито для клиентки дизайнера.
Этот наряд, безусловно, заслуживает обрести свое место в будущем музее украинской моды. В предыдущих публикациях по поводу нынешней Украинской модной недели мы уже затрагивали тему зрелости украинской моды и уместности основания нашего собственного фэшн-музея. Признанные модники с этим соглашаются: «Почему нет? — призадумывается София Забуга, — украинская мода, с одной стороны, очень молода, а, с другой — десять лет — это как раз тот возраст, когда уже могут появиться винтажные модели, которые достойны того, чтобы отдельно храниться, выставляться, и, чтобы ими увлекались». «Наверное, такой себе мини-музейчик есть у каждого поклонника того или иного дизайнера. Лично в моей коллекции есть несколько вещей от Виктории Гресь, которые выглядят как музейные экспонаты, — рассказывает Ирина Геращенко, — одна из них — розовое пальто, расшитое пайетками с национальными элементами, которое я, когда была пресс-секретарем Президента, всегда одевала на торжественные мероприятия, где по протоколу нужно было появляться в одежде с национальными элементами. Если бы в Украине был создан такой музей, думаю, это пальто туда бы очень подошло, хотя мне было бы тяжело с ним расставаться».
Усиливается присутствие на Украинской неделе моды иностранных дизайнеров. В прошлом сезоне заявила о себе в Украине немка Аннет Гертц. О себе дизайнер, вещи которого продаются в 500 эксклюзивных бутиках по всему миру, говорит, что не умеет создавать яркие вещи. Ее фишка — минимализм, спокойные цвета и комфорт одежды. В этом сезоне ее коллекция не изменила традициям бренда, а ее особенностью стало сочетание замша и трикотажа.
«ВИЧ-позитивные люди имеют право на счастье, ведь жизнь не заканчивается на диагнозе ВИЧ», — сказали своей новой коллекцией 38 украинских дизайнеров, которые снова объединились в проекте Love Fashion AID. Невзирая на тематику, наверно, это самый позитивный показ за всю неделю моды. Алексей Залевский, режиссер-постановщик Love Fashion AID, стремился сделать праздник для всех присутствующих и участников, и, стоит отметить, ему это все-таки удалось. Если в прошлом году все было в красных цветах, предупреждая таким образом об опасности, то сегодня мы увидели белые платья, искренние улыбки, счастливые семьи... Свадебные платья от Анны Бабенко, Анны Бублик, Михаила Воронина, Кристины Гусиной, Алексея Залевского, Лилии Пустовит, Андре Тана и многих других дизайнеров будут проданы на благотворительном аукционе, а вырученные средства будут направлены на помощь ВИЧ-позитивным людям. «Мы должны постоянно напоминать обществу, о том, что Украина сегодня — первая в Европе по темпам распространения ВИЧ. Если СПИД — это болезнь конкретного человека, то эпидемия ВИЧ — болезнь всего общества, — рассказывает учредитель Фонда «антиСПИД» Елена Франчук. — И известные люди, которые вышли на подиум, показали свою социальную позицию. Это позволяет надеятся, что в ближайшее время изменится и все наше общество». Наряду со звездами украинского шоу-биза, на сцену вышли представители гей-культуры, а также люди, которые сегодня живут с диагнозом ВИЧ и СПИД. Кстати, в прошлом году на благотворительном аукционе фонд собрал свыше 200 тысяч долларов. Благодаря этим средствам была предоставлена помощь двум семьям, которые взяли на воспитание восемь ВИЧ-позитивных детей. «Для Украины это был прецедент, ведь до этого дети с диагнозом ВИЧ не усыновлялись. Часть денег направлена на проект финансовой поддержки больных детей с помощью банковских депозитов, также на обустройство детской площадки в Киевском доме ребенка «Березка» и на летнее оздоровление детей-сирот из Одессы, Полтавы, Киева», — добавила госпожа Франчук.
Последний день Ukrainian Fashion Week организаторы посвятили мужчинам, а конкретней — модным тенденциям для мужчин на следующие весну и лето. Как обычно, дизайнеры предложили многоцветие гардероба и интересные фасоны спортивной одежды с множеством застежек, молний и карманов. Сегодня дизайнеры убеждены, что то, что одевает идеальный мужчина, на 50% зависит от тканей. Они должны быть дорогими, качественными и, непременно, натуральными. Удовлетворены ли Men’s Fashion наши мужчины? Украинские модники рассказали об этом «Дню».
Михаил ВОРОНИН , дизайнер:
— Мне лично современная мужская мода очень нравится. Во-первых, украинские молодые дизайнеры выбирают современное направление, изделия очень грамотно поставлены, имею в виду фасон. Отмечу коллекцию Татьяны Островерховой и Виктора Завадского. Они создали серию нарядов для культуристов. Это мало кто делал сегодня, потому что это очень сложно, они рискнули и у них хорошо вышло. Что касается всего прочего, то, к сожалению, сегодня нет большого промышленного производства одежды украинских дизайнеров, но попытка совершенствоваться есть. Это очень важно. За эти десять лет украинские дизайнеры многого достигли в подъеме культуры одежды в стране, думаю, что не только в нашей стране. Сегодня очень много иностранных дизайнеров приезжает посмотреть на украинские изделия и они отбирают у нас таланты. Меня радует то, что эта одежда предназначена именно для авангардной молодежи и для тех, кто чувствует себя молодым.
Я посоветовал бы украинским модникам в следующем году иметь в гардеробе одежду, которая бы создавала настроение. В наших показах мы постепенно отходим от грустных вещей. Мне бы очень хотелось, чтобы и наши серьезные вещи также делались более смелыми, яркими. Основная боль и печаль состоит в том, что мы делаем кустарные вещи. То есть только на подиум. Изделия на подиуме это очень красиво, но нам нужно, чтобы одежду носили.
Владимир НЕЧЕПОРУК , генеральный продюсер Ukrainian Fashion Week:
— Меня предлагаемые нашими дизайнерами мужские вещи не удовлетворяют. Это — сто процентов. Во- первых, мужская одежда, как ни удивительно, более сложная. И, учитывая то, что у нас мужчины на шопинг расходуют меньше средств, это не является рентабельным бизнесом. Хотя организацией мужского дня на Украинской модной неделе мы прикладываем массу усилий, чтобы мужчины были равны в правах. Жалко, что на этот раз в силу объективных причин не смог участвовать Саша Гапчук. Нужны марки, которые бы разрабатывали одежду не только для артистической тусовки, а и для обычных мужчин, которые не могут позволить себе эпатажную одежду, но любят модную. Тем более приятно, что Соболева-Вронская вернулась. От прошедшего дня мужской моды у меня было большое разочарование. Это связано с тем, что не всегда учитывается гетеросексуальность мужчин, коллекции не рассчитаны на мужчин, которым следует ходить на работу. Которым немножко больше, чем 25 лет.
Стас ЯНКЕЛЕВСКИЙ , автор и ведущий телепроекта «Модное время»:
— По-видимому, нет. Большинство украинских дизайнеров пока что работает как ателье, на индивидуальный пошив. Очень мало кто из них работают с сериями. То же самое происходит и в мужской моде. Какой в принципе меньше. Потому что мужчины сами по себе более консервативны и с одеждой они экспериментируют меньше, чем женщины. Дизайнерам, которые создают и производят мужскую одежду еще сложнее, сложнее соответственно и зарабатывать деньги. Одним словом, это замкнутый круг.
Все зависит от готовности украинских мужчин экспериментировать над собой — это мировая тенденция. И, если есть деньги, достаточно консервативные мужчины, которые работают на достаточно серьезных должностях, позволяют себе одеть что-то яркое и достаточно нетрадиционное. Например, очень интересные вещи делает Саша Гапчук. С точки зрения творчества, украинские дизайнеры могут представить интересный, не широкий, взгляд на мужскую моду. Другое дело, готов ли к этому украинский потребитель.
Напомним, что началась Неделя моды с открытия выставки, посвященной 50-летию итальянской моды, а закончили гала-показом модных итальянских брендов. Платья от Valentino, Gattioni, Lancetti, Ferrera, Brioni, Armani, Cavalli, Max Mara и многих других всемирно известных итальянских дизайнеров украинцы имели возможность увидеть на одном подиуме в течение 55 минут. Джакард с люрексом, плавные линии сатина, ручное украшение акварелями ткани не оставили безразличным ни одного из присутствующих. Но все же, несмотря на это, украинские специалисты с гордостью могут сказать, что украинцы никоим образом не уступают своим коллегам из Италии. Даже наоборот — коллекции наших соотечественников намного более яркие, более свежие, платья более женственные и более оригинальные.