Одесский украинский театр им. В. Васылька закрыл сезон резонансной премьерой «Она его любила». Этот спектакль поставил киевский режиссер Стас Жирков.
Напомним, в октябре прошлого года в Одесском театре им. В. Васылька поменялось руководство. Пост директора-художественного руководителя заняла Юлия Пивоварова, в первую очередь, опытный менеджер и, судя по всему, дальновидный стратег.
То, что украинский театр в ближайшем будущем ждут перемены — очевидно даже самым замшелым ретроградам. Буквально за последние 5—7 лет выросло новое поколение режиссеров, актеров, драматургов, говорящее на другом сценическом языке и о другом...
Приглашение Стаса Жиркова и выбор пьесы Андрея Иванова «С училища» — это своеобразный манифест руководителя театра Юлии Пивоваровой. Заявка того, что театр должен быть разным, если хочет жить в своем времени и общаться на одном арго со своими зрителями.
На классику никто не посягает — весной состоялась громкая премьера гоголевской «Женитьбы» одного из самых перспективных режиссеров до 30-и Ивана Урывского. Спектакль «Она его любила» рисует стартовую черту для актуального искусства — ироничного, жесткого, критичного по отношению и к действительности, и к самому себе.
Спектакль играется в формате «зритель на сцене» — за спинами актеров пустой театральный зал полуприкрытый черным квадратом стены, стол, стулья. Лишь контуры некоторых предметов и призрачные границы сценической площадки подсвечены инфернальными холодными светодиодами.
В этом по преимуществу черном пространстве и существуют герои, подсмотренные и подслушанные в самой Одессе и близь лежащих районных центрах: гопница-малолетка Таня, ее пэтэушный педагог-хипстер Сергей и страстно в нее влюбленный зэк Костя, отсидевший за убийство «на почве ревности». К ним в компанию — наркоман-мажор Славик, безнадежно запойный отец Тани и маниакально заботливая мама Сергея.
Никогда не листали книгу-альманах «Жлобология», изданную в 2013 году Антином Мухарским? Очень советую. Там наверняка найдете портреты персонажей «Она его любила» в исполнении Семесюка, Волязловского, Манна, Коляды и других замечательных художников, запечатлевших обитателей заплеванных подворотен, посетителей тошнотворных забегаловок, клиентов полицейских участков.
Но режиссер, хоть и наряжает гопницу Таню в куртку «Адидас», все же играет с приметами стиля субкультур. Здесь все нарочито гламурные, подчеркнуто художественные, даже зэк, лихо разрывающий на груди майку и глумливо демонстрирующий мышцы. Такие не ретушированные «фото-фильтры» нужны в постановке для артикуляции простой, но важной мысли: это театр и всё здесь понарошку. Всё, кроме ваших размышлений на заданную тему.
Из раскладки героев понятно, что намечается фигура «треугольник», в которой Таня страстно полюбит Сергея, но Костя будет против семейной идиллии. И в спектакле все так, да не так. Пьеса писалась Андреем Ивановым и Стасом Жирковым в рамках белорусской драматургической лаборатории — поэтому «момент режиссуры» заложен в самом тексте. Потому в драме все привычные шаблонно-сериальные схемы вывернуты наизнанку. Не зря Таня время от времени рассказывает сказку о Принцессе, Рыцаре и Драконе. Вот только и рыцарь — не рыцарь здесь, и дракон — ни за что не угадаете, кто! И убийство случится в финале... Но кто окажется жертвой, и какой убийца настоящий?
Стас Жирков заставляет зрителей стать соучастниками. Время от времени при упоминании о Facebook герои в упор глядят на публику, подсказывая очевидную ассоциацию: зрители и есть оголтелая толпа фолловеров неистово «лайкающих» не только умильных котиков, но и самые неприглядные сюжеты насилия. Или вот даже стрим интимной близости, которую Сергей слил в сеть, чтобы крутые пацаны-мажоры его приняли в свой закрытый клуб. А Таня обо всем узнала...
Из многих едких инвектив спектакля, метящих в наши карикатурные мечты, эта фейсбук-анология, пожалуй, самая желчная. «Каждый любит — как умеет» — своеобразный девиз спектакля, который на разный лад повторяют все герои по очереди, то оправдываясь, то срываясь в истерику. Но очевидно, что ритмичные нажатия в соцсетях на бодро поднятый вверх палец, никак не способствуют обретению навыка именно что любить, а не лайкать. Мы так озабочены созданием нашей виртуальной жизни-витрины, что оказываемся беспомощными в невиртуальной реальности.
И тут авторы делают еще один кульбит. Ведь спектакль — это тоже вымысел. Его тоже можно остановить с пульта, как картинку на телеэкране. Стас Жирков так и делает, прерывая сцену откровений влюбленной пары язвительными комментариями партнера, мол, ничего не понятно, зачем и почему? После паузы вновь продолжается действие, искусственность которого только что и была обнародована...
Чему же остается верить? Если сказка — ложь, да и спектакль — умозрительный конструктор. Пожалуй, только великолепным актерам — Марине Климовой, Вадиму Головко, Константину Кириленко, Владимиру Романко, Ирине Охотниченко и Игорю Геращенко. Они-то как раз не фальшивят и не привирают. А с впечатляющим мастерством и самоотдачей рассказывают историю про своих героев и нас с вами, которых бы и надо пожалеть, а не жалко.