Тяжело привыкнуть к мысли и смириться с тем, что нет с нами прекрасного украинского драматурга Ярослава Стельмаха, которому исполнилось бы 55.
Литературно-театральная общественность широко отметила эту дату.
Союз писателей Украины приурочил к этому событию презентацию Фонда им. Михайла и Ярослава Стельмахов (президент — Мыкола Жулинский) и книги воспоминаний Людмилы Стельмах «Мій кіт за тобою скучив». Как писала уже газета «День», на вечер пришло так много людей, что не хватило стульев, которые собирали со всех комнат Дома писателей. Стояли даже в коридоре. Среди гостей было немало выдающихся литераторов, ведущих мастеров сцены, кино, театроведов. Воспоминаниями поделились писатель Владимир Яворивский, режиссер Лесь Танюк, директор Института литературы НАН Украины Мыкола Жулинский, переводчик Анатолий Перепадя, поэт Анатолий Кичинский и актриса Раиса Недашковская. Пресса откликнулась на это событие многочисленными публикациями — «День», «Зеркало недели», «Україна молода», «Киевские Ведомости», «Літературна Україна», «Культура і життя», журналы «Контрамарка», «Кино-Театр».
Телевизионная программа «Афиша», редактор Елена Пальчун, представила зрителю ностальгически-щемящий очерк о творчестве драматурга.
Радиоканал «Культура» выпустил в прямом эфире очень живую беседу с женой Ярослава Михайловича о театре, драматургии и некоторых интересных событиях из жизни Я. и М.Стельмахов, дав возможность слушателям задать интересующие их вопросы.
Непосредственно в день рождения Ярослава Стельмаха актеры театра «Колесо» вдохновенно сыграли прекрасно поставленный художественным руководителем Ириной Клищевской спектакль «Эмма» по его пьесе, а потом вместе с друзьями семьи собрались за нарядным столом, чтобы почтить память своего драматурга и друга, что стало уже ежегодной традицией. Встреча была теплой и, несмотря на грусть и слезы в глазах, звучало много веселых воспоминаний, шуток самого Ярослава, некоторые из которых еще при его жизни стали афоризмами.
А Национальный театр им. Франко на днях представил комедию автора «Кохання у стилі бароко», тоже посвященную светлой памяти Ярослава Михайловича. Постановка незабвенного Сергея Данченко живет на сцене театра, собирая переполненный зал. Но в этот день актеры, казалось, превзошли себя, привнеся на сцену новые оттенки, новые блестки, делая спектакль еще более искрометным, заставляя публику буквально взрываться от хохота. И как всегда на «Коханні у стилі бароко» зал и ярусы заполнены, как всегда — аншлаг. По утверждению актеров, для них всегда счастье учавствовать в пьесе «в которой есть что играть». Неутомимо находчив актер Анатолий Гнатюк в роли Слуги, каждая его реплика вызывала в зале неудержимый смех, как и появление актера Петра Панчука в роли псаря Онисима — зритель утоляет извечную жажду настоящей комедии. Женственна и эмоциональна Ирина Дворянин — Графиня. И как всегда взрыв аплодисментов после ее монолога — каскада изобретательнейших, сочных «лайок». Вот так панянка! Вот так графиня! Кстати сказать, что переводчики пьесы то ли на русский, то ли на белорусский, то ли на грузинский испытывают невероятные трудности с этим блистательным монологом, сокрушаясь, что затрудняются найти соответствия украинскому тексту, переворошив предварительно груду словарей. Изобретательность драматурга Стельмаха — непревзойденна. Этот монолог театральные критики полагают уже классикой, называя «Кохання...» общенациональным шлягером. Говоря о спектакле, не хочется обойти вниманием ни одного из талантливых актеров: ни Олега Стальчука, ни Ларису Руснак, ни Ивана Кодубца, ни Владимира Зозулю. Не поворачивается язык назвать просто массовкой Слуг и «добірне товариство» — слаженный комический ансамбль, полноценного и равноценного участника действа.
А затем Богдан Ступка с присущим ему остроумием умело «тамадував» на многолюдном фуршете, в котором приняли участие и члены Союза писателей, и председатель его киевского отделения — академик Анатолий Погрибный.
Украина не забывает своего славного сына — замечательного драматурга, прозаика, переводчика Ярослава Стельмаха. Он — с нами.
Вечная ему память и пожелания долгой духовной жизни.