1 октября Национальный академический украинский драматический театр им. Марии Заньковецкой начинает свой 88 й сезон .
Львовяне остаются едва не единственным среди репертуарных театров Украины, которые играют ежемесячно более 30 спектаклей на двух сценах, не сдавая творческих позиций общей коммерциализации, вопреки реалиям сегодняшнего дня обращаются к лучшим образцам отечественной и мировой, классической и современной драматургии.
Сейчас в разгаре репетиции первой премьеры, на которую заньковчане пригласят зрителей — это спектакль «Гостина старої пані» по пьесе известного швейцарского драматурга Фридриха Дюрренматта. Его произведения уже несколько десятилетий остаются одной из активных позиций мирового репертуара. Как считает постановщик спектакля, художественный руководитель Театра им. М. Заньковецкой, Федор Стригун, «эта пьеса чрезвычайно актуальна сегодня, она не случайно появилась в репертуаре. Если вспомнить старые советские времена, то столичные театры, которым разрешили цензоры работать с пьесой Фридриха Дюрренматта, вынуждены были ставить ее как контрпропаганду. Однако коммунистические времена прошли, а произведения Дюрренматта остаются классикой навсегда». Мы сейчас начинаем учиться жить в капитализме, вид которого у нас чрезвычайно далек от общественного строя цивилизованных стран, а поэтому все проблемы героев пьесы очень похожи на наши боли и заботы.
Дюрренматт умеет говорить о вещах серьезных, часто болезненных, с неповторимой иронией, что увеличивает, как ни парадоксально, доверие современного зрителя.
— Мы имеем сегодня на обеих сценах 43 пьесы самого широкого авторского, тематического, жанрового диапазона, — продолжает Ф. Стригун. — Думаем, как расширить свою зрительскую аудиторию на следующий сезон. Я считаю, что нужно вести диалог не только с теми, кто идет в театр, прекрасно зная пьесу, дабы оценить ее трактовку, но и с людьми, которые впервые зашли в зал. Обе категории — объективная составляющая публики, которую мы уважаем и с которой будем работать. Репертуарный выбор становится для нас вопросом общественной позиции театра.
И хотя в последние сезоны наша афиша была несколько смягчена, сейчас наступает время привлекать зрителя к лучшим классическим образцам мировой и нашей национальной драматургии. Я считаю, что давно просится на сцену «Савва Чалый» — единственная трагедия И. Карпенко-Карого, которая проясняет в историческом контексте ментальную природу украинской революционности.
После нескольких очень удачных работ над произведениями Антона Чехова известная режиссер Алла Бабенко хочет поставить «Дом Вернарды Альбы» Федерико Гарсиа Лорки и «Общество белградских эмансипированных женщин» Бранислава Нушича. Молодой режиссер Вадим Сикорский избрал для себя в этом сезоне комедию Мойше Гершензона «Хелемские мудрецы» и пьесу одного из самых известных в мире современных драматургов Питера Шеффера «Амадей», посвященную жизненной драме великого Моцарта.
Названные произведения являются, как говорят, многофигурными — то есть наши актеры будут иметь интересные работы у разных режиссеров. Надеемся, и зрители увидят в неожиданных качествах своих любимцев и запомнят новые лица заньковчан. Ведь в последние годы коллектив пополнили выпускники актерского отделения Львовского национального университета им. Ивана Франко. Сейчас у нас — очень молодая труппа, по среднему возрасту, по-видимому, самая младшая за всю историю театра. Многих из них театралы уже видели на сцене. Они воспитаны народными артистами Украины Богданом Козаком и Таисией Литвиненко...
В этом году мастерству заньковчан аплодировали зрители Сургута, Тобольска, Ужгорода, Житомира, Ивано-Франковска, Коломыи, но как признался Стригун: «Ми соскучились по нашему особому львовскому зрителю. Поэтому обе сцены с первого дня нового сезона будут работать с полной нагрузкой, и каждый найдет соответствующее его мыслям, желаниям, интересам. А начнем с «Оргии» Леси Украинки».