Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Монреаль: неровно, нервно, актуально

Корреспондент «Дня» — о Монреальском кинофестивале и своем опыте работы на нем в качестве члена жюри
14 сентября, 2015 - 16:46
В ИРАНСКОМ ФИЛЬМЕ «ТАБУ» ПОДНИМАЕТСЯ ТЕМА ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ЖЕНИТЬБЫ

Монреальский международный кинофестиваль (фр. Le Festival des films du monde; FFM, буквально — Фестиваль фильмов мира) — один из старейших в Канаде и единственный североамериканский соревновательный фестиваль, аккредитованный Международной ассоциацией кинофестивалей FIAPF, проходит ежегодно в конце августа — начале сентября в Монреале, столице франкоязычной канадской провинции Квебек.

Этот фестиваль держится, по сути, благодаря одному человеку: чрезвычайно своевольному и колоритному выходцу из Югославии, успешному бизнесмену, владельцу огромного лошадиного ранчо, ныне уже 84-летнего Сержу Лозику. Он FFM породил в 1977 году, он его регулярно и убивает, ссорясь то с властями, то со спонсорами. Последние даже пытались запустить альтернативный фестиваль, но потерпели неудачу. Недавно Лозик отказался раскрыть свою бухгалтерию по требованию регионального правительства, из-за чего вновь потерял финансирование, однако стал героем простых граждан. В этом году тоже не обошлось без неприятностей: чуть не началась забастовка киномехаников, потому что последним не заплатили обещанное. При этом Лозик знает всех в киномире, в 1970-е мог, например, пригласить в Монреаль легендарного французского кинематографиста Годара с лекциями — одним словом, авторитет его огромен, что среди прочего было продемонстрировано на церемонии закрытия — директор вышел на сцену уже после раздачи наград, и не из зала, как лауреаты, а из-за по-театральному поднятого занавеса.

Конечно, заданный основателем курс на поддержку авторского и некоммерческого кинематографа выдерживается неукоснительно. В этом году основной конкурс (в оригинале — «Мировой конкурс», World Competition) составили 25 полнометражных картин с широчайшей географией участников: от Китая до Финляндии и от Бразилии до России. При этом — ни единой звезды, ни единого громкого имени — все равно, режиссерского или актерского. Ради справедливости следует заметить, что Северная Америка в целом не имеет столь развитой структуры фестивалей, как Европа. Знаменитый форум в Торонто, на котором знаменитостей предостаточно, является, по сути, огромным кинорынком без конкурсов и жюри, а вот ничего равного по призовой влиятельности Каннам, Берлину или Венеции в США и Канаде нет — но здешняя киноиндустрия и устроена несколько по-иному.

Со своей стороны, FFM напоминает типичный европейский  фестиваль. Заметно желание организаторов поддерживать диалог кинематографий разных стран, наводить мосты между далекими культурами. Другой знакомый компонент отборочной политики — акцент на социальном или даже актуальном политическом кино.

Так, болгарский «Досье Петрова» (режиссер — Георгий Балабанов, приз за лучшую режиссуру) и российский «Душа шпиона» (Владимир Бортко) касались работы спецслужб в странах, переживших коммунистические режимы. Но если «Досье Петрова» хотя бы местами удовлетворительно показывает закат диктатуры и трудности, которые доводится переживать простым обывателям в переходный период, то «Душа шпиона» оказался настоящей художественной катастрофой — в первую очередь из-за желания Бортко «очеловечить» работников сегодняшней ФСБ. В «Душе шпиона» плохо все: актеры, режиссура, диалоги, сценарий — и это сложно совместить с фактом, что автор такой халтуры снял знаменитое «Собачье сердце». Впрочем, убыль таланта нередко ведет к возрастанию подлости и глупости в отдельно взятом режиссере, писателе или музыканте; «Душа шпиона» это лишь подтверждает.

Вторая мировая война в нынешней России, заполоненной милитаристской и шовинистической истерией, также входит в число злободневных тем. «Дорога на Берлин» (Сергей Попов) интересна как попытка посмотреть на избитую тему с другого ракурса: главные герои — два советских солдата, поневоле оказавшиеся в положении конвоира и конвоируемого. Несмотря на все старания, у Попова вышло третьесортное фронтовое кино, пропитанное соответствующими штампами: немцы или звери, или мишени, казах и русский в бою, а украинец на кухне, наше дело правое, советская власть сурова, но справедлива. То, что батальные сцены и декорации выстроены на тяп-ляп, особо не удивляет; делалось-то не ради искусства, а ради пропаганды; интересно другое — когда хотя бы режиссеры в России навоюются? Ведь это уже даже не смешно.

Своего рода ответом «Дороге на Берлин» стало немецко-польское «Летнее солнцестояние» (режиссер — Михаль Рогальский, приз за лучший сценарий). Это история двух молодых парней в оккупированной Польше летом 1943 года. С одной стороны — поляк — машинист  паровоза, с другой — 17-летний немец-оккупант. Каждый из них оказывается в ситуации тяжелого и неизбежного морального выбора. Режиссер показывает без особого сочувствия и немцев, и русских партизан, и отдельных корыстолюбивых поляков. В целом, «Летнее солнцестояние» оказывается экзистенциальной историей о выборе — вне привязки к конкретным историческим реалиям.

Темы нацизма, уже в современных условиях, касается и «Джон Хрон» (John Hron, Швеция), снятый на основе реальных событий. Режиссер Йон Петтерссон рассказывает о разгуле неонацистских банд, в 1990-х терроризировавших Швецию, и о противостоянии им смелого юноши по имени Джон Хрон, оставшегося в своей борьбе в одиночестве — что привело в итоге к трагедии.  К сожалению, хорошее намерение не подкреплено здесь достаточным уровнем режиссуры.

Увы, то же можно сказать о большей части конкурса. Один за другим разочаровывали фильмы вроде бы известных и серьезных кинематографий. Более-менее сносно смотрелась «Девушка-король» (The Girl King, совместное производство Германии, Канады, Финляндии и Швеции) 60-летнего Мики Каурисмяки — брата культового финского режиссера Аки Каурисмяки — однако эта историческая драма о легендарной шведской королеве ХVII века Кристине  (Малин Буска отмечена в итоге как лучшая актриса), явно рассчитанная для коммерческого проката, вряд ли соответствовала фестивальному формату. Приятным исключением стал «Секрет» (режиссер Селим Эвси, Турция) — легко, но мастерски сделанная, точная по исполнению семейная драма могла бы претендовать на бесспорное лидерство, однако в итоге уступила другому, что интересно, тоже турецкому фильму, о котором чуть ниже.

Я следил за событиями в не очень привычном для себя амплуа, будучи первым за всю историю фестиваля украинцем — членом жюри — конкретно, жюри ФИПРЕССИ (Международной ассоциации кинопрессы).

Наша команда состояла из шести человек, все из разных стран: Испании, Польши, Италии, Канады, а возглавлял нас чилиец по имени Андрес Назарала, человек чрезвычайно интеллигентный и по-отечески заботливый. Работа заключалась в терпеливом просмотре всех конкурсных фильмов независимо от их качества и последующем их обсуждении. Поскольку приз ФИПРЕССИ  был предусмотрен также и для конкурса дебютов, мы разделились на две группы. Дискуссии не отличались продолжительностью ввиду того, что фаворита мы определили практически единогласно, с некоторыми незначительными нюансами, после того, как посмотрели турецкую «Гостью» (Misafir, режиссер — Мехмет Ерьилмез).

«Гостья» сильна не только чрезвычайно органичными актерами, но и вниманием режиссера к визуальным деталям (чего недоставало другим конкурсантам). Ерьилмез не жалеет экранного времени, чтобы остановить камеру на каком-нибудь коврике на стене во время напряженного разговора, и эта «перебивка» вплетается в полотно фильма неразрывно и значительно, сообщая об отношениях героев не менее, чем самый многословный диалог. Из быта небогатой и недружной семьи режиссер взрастил настоящую кинематографическую поэму, и свои награды, конечно, заслужил.

В конечном итоге «Гостья», кроме нашего приза, получила еще и второй по значимости специальный Гран-при главного жюри — в то время как первой награды удостоили явно более слабую «Безумную любовь» (режиссер — Филипп Рамос, Франция), что преимуществ турецкой картины не отменяет. 

Сколь бы протокольно это ни звучало, но в жюри действительно нет места амбициям; настоящий критик всегда помнит свое место — в обслуге искусства. Работа в жюри помогает делать то, чем мы, критики, и так занимаемся: поддерживать хорошее кино, на сей раз — не только рецензией, но и некоторым объемом власти, который дает фестивальное судейство. И я рад, что у меня появилась такая возможность.

Напоследок повторю то, что уже заявлял ранее: свою работу в жюри ФИПРЕССИ Международного монреальского кинофестиваля я посвящаю узникам совести, украинцам Олегу Сенцову и Александру Кольченко, несправедливо осужденным путинским режимом.

Дмитрий Десятерик, «День», Монреаль—Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ